В конце июля Министерство финансов РФ обнародовало на своем сайте проект административного регламента для ФНС России. Регламент прописывает процедуру контроля за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотереи. Цель регламента - упорядочить деятельность должностных лиц ФНС России, устранить избыточные административные процедуры и сократить сроки проведения проверок.
На сегодняшний день в России проведением лотерей и их организацией занимается около 150 организаций. Именно они формируют лотерейный рынок с оборотом в 9 млрд рублей.
Лотереи в России имеют большие перспективы. По статистике участников лотерейного рынка, в среднем траты жителя России на лотереи составляют 45 рублей в год, а жители Франции или Германии ежегодно тратят на ловлю удачи суммы, эквивалентные почти 12 тысячам рублей. Лотерейный бизнес в России нуждается в четком правовом регулировании. Игорный и лотерейный бизнес разделены нечеткой границей. Это позволяет некоторым предпринимателям использовать лотерейные схемы, чтобы вести незаконный игорный бизнес.
В последние годы по поручению президента России было подготовлено множество поправок в законодательство о лотереях. Органы исполнительной власти разрабатывают меры, ужесточающие контроль над проведением лотерей.
В 2010-2011 годах для налоговиков были разработаны Административные регламенты по регистрации контрольно-кассовой техники и ведению госреестра лотерей. Сегодня минфин наводит порядок в цепочке "ФНС России - лотерейный бизнес". Уже подготовлены проекты административных регламентов по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей и о выдаче разрешений на проведение всероссийских негосударственных лотерей.
Административный регламент распространяется на федеральные органы исполнительной власти, являющиеся организаторами лотерей, например, минобороны, МЧС. Для организаторов и операторов лотерей данный регламент представляет интерес, потому что в нем прописаны права и обязанности участников рынка в ходе проведения налоговиками контрольных мероприятий. Хорошая новость этого проекта в том, что с принятием данного документа у организаторов и операторов лотерей никаких новых обязанностей не возникает, а их расходы не увеличиваются.
Документ подробно определяет порядок действия ФНС России при проведении проверок: отчетности организаторов лотерей; работ тиражной комиссии; соответствия лотереи требованиям Федерального закона N 138-ФЗ; целевого использования выручки от проведения лотереи.
Предполагается, что новый административный регламент укажет четкие сроки проведения проверок. В частности, для проверки отчетности организаторов лотерей налоговикам отводится 20 рабочих дней со дня поступления отчетности в инспекцию. Для проверки соответствия лотерей действующему законодательству - не более 20 рабочих дней с даты начала проведения проверки.
Вместе с тем проектом регламента не предусмотрены какие-либо ограничения по срокам для проверок целевого использования выручки от проведения лотереи и проверки работы тиражной комиссии. Потенциально это дает некую "свободу действий" налоговикам и может использоваться ими для затягивания проверок. Предпринимателям, чей заработок связан с лотереями, будет сложно обратиться с жалобой на действия недобросовестных сотрудников ФНС, поскольку регламент конкретные сроки проведения проверки не предусматривает. Получается простое уравнение: нет сроков - нет нарушения - нет ответственных.
Но при этом наказание для организаторов и операторов лотерей проектом регламента предусмотрено. Если требования ФНС России о представлении документов или же устранении выявленных нарушений не будут выполнены, то бизнес нарушителя будет приостановлен. Проект административного регламента также определяет порядок досудебного обжалования решений и действий (бездействий) инспекций и их должностных лиц. Ранее процедура подачи жалоб на неправомерные действия инспекций в лотерейном бизнесе не была подробно регламентирована.
Нужно сказать, что проект административного регламента проработан достаточно хорошо. Подробно раскрыты действия должностных лиц инспекций ФНС при осуществлении ими контроля за проведением лотерей. Поэтому нет необходимости детализировать данный порядок действий в Федеральном законе N 138-ФЗ "О лотереях". На мой взгляд, такие изменения в деятельности ФНС России вызваны не только назревшей проблемой контроля за сферой лотерейного бизнеса. В таких преобразованиях есть и попытка учесть интересы крупных государственных игроков по ужесточению регулирования лотерейного рынка. Насколько данный регламент действительно повысит эффективность контроля ФНС России за участниками лотерейного рынка - сегодня оценить достаточно сложно. В вопросах контроля именно практика является критерием истины. А для практики нужно время.