В воскресенье в подмосковных Люберцах в драке сошлись местные жители и рабочие-мигранты. В ход пошло травматическое оружие. Один из участников побоища был убит. Что стоит за этим? Конфликт на бытовой почве или национальная вражда? С обсуждения этой ситуации и начался "Деловой завтрак" с Олегом Молодиевским, начальником Управления ФМС России по Московской области.
Российская газета: Олег Апполонович, что произошло в Люберцах? Вы обменялись информацией с правоохранительными органами?
Олег Молодиевский: Когда происходят нештатные ситуации с участием мигрантов, коллеги из Главного управления МВД по Московской области ставят нас в известность. Как они сообщили, драка в Люберцах произошла на бытовой почве. В ней принимали участие местные жители и приезжий из Йошкар-олы. Молодые люди были в алкогольном опьянении. По всей видимости, национальный вопрос не стоял. Драка закончилась гибелью для одного из участников.
РГ: А вообще драки между приезжими и местными жителями - обычное дело в Подмосковье?
Молодиевский: Нет. На долю мигрантов приходится 10 процентов от всех преступлений, которые происходят на территории Московской области, в текущем году наблюдается снижение. Почти половина таких противоправных действий связана с изготовлением и использованием подложных документов, дающих право на трудовую деятельность в регионе. Это миграционные карты, которые дают право пребывать на территории России в течение 90 суток. А также медицинские справки, без которых разрешение на работу не получить. Также мигранты совершают преступления средней тяжести - например, кражи.
РГ: По статистике, чаще всего преступления совершают нелегальные мигранты. Сколько таких в Подмосковье? Некоторые эксперты считают - до миллиона…
Молодиевский: Долгое время никто не мог посчитать, сколько мигрантов пребывает в Россию, в частности, в Московскую область. А все потому, что работал жесткий разрешенный порядок учёта . Ситуация изменилась в связи с изменением в законодательстве, когда иностранный гражданин получил право заявлять о себе о пребывании на территорию РФ в упрощённом порядке- через почту или через подразделение ФМС. Некоторые говорят, это плохо. На самом деле, благодаря новому механизму количество мигрантов, которых мы стали учитывать, выросло в разы. Как показывает практика, что незначительная часть приезжих иностранных граждан в область, могут не стоять на учете. В течении прошлого года в области всего пребывало около миллиона мигрантов. В зависимости от сезона одновременно в Подмосковье находятся 300-500 тысяч человек. Выдано разрешительных документов на право осуществление трудовой деятельности у физических и юридических лиц до двухсот тысяч. То есть получается, что число нелегальных трудовых мигрантов колеблется в зависимости от сезона, до трехсот тысяч.
Зачастую в СМИ портрет мигранта рисуется мрачный - карманник, вор. Но давайте посмотрим, сколько пользы от него. Порядка 10 миллионов квадратных метров жилья построено в Московской области, кем? Мигрантами. И теми, кто приехал из регионов России, и теми, кто приехал из ближнего и дальнего зарубежья. Посмотрите, как развивается Московская область, и Москва. Экономике Подмосковья требуется "рабочие руки" в том числе и за счёт мигрантов. Это же хорошо, что к нам едут. Но если мигрант не будет защищен законом, если работодатель не будет к нему нормально относиться, мы станем терять золотые руки. Угроза реальная. Несколько лет назад к нам в страну в основном приезжали из Украины и Молдовы. Но прежний порядок трудоустройства, безответственность работодателя, незащищенность мигранта, привела к тому, что сегодня украинцы и молдаване предпочитают работать в Европе. При сложившейся ситуации необходимо учитывать внутренней рынок труда, а также требуется выработка механизма по защите рынка для возможности трудоустройства граждан Российской Федерации по тем специальностям и профессиям, которые будут интересны для местного населения.
Полный текст "делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".