ФАС предложила ограничить госзакупки товаров премиум-класса

Правительство, похоже, устало от противостояния ведомств, ответственных за реформирование госзакупок. Вчера на площадке под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова начала действовать рабочая группа, которая должна сблизить позиции минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы, сообщил замглавы ФАС Андрей Цариковский.

По его мнению, оптимально было бы уложиться с принятием нового проекта закона по реформированию госзакупок уже в осеннюю сессию Госдумы. При этом, как тактично заметил Цариковский, будет ли в результате общей работы создана новая система госзакупок или Федеральная контрактная система (ФКС), не столь важно. Впрочем, по словам замглавы минэкономразвития и руководителя рабочей группы Алексея Лихачева, группа должна будет представить правительству консолидированный проект реформирования сферы госзаказа на основе законопроекта о ФКС. Его министерство презентовало в начале сентября.

Тем не менее вчера ФАС представила собственный полноценный проект закона по этой теме. Надо сказать, что частично новации министерства нашли отражение и в предложениях ФАС. Но с уточнениями и деталями, которые в отдельных случаях носят принципиальный характер. Основная критика ведомства по поводу законопроекта минэкономразвития касается вольного толкования норм законопроекта, выставления произвольных требований к поставщикам и опасности коррупционных рисков.

В то же время ФАС, как и минэкономразвития, считает необходимым дополнить систему госзакупок такими стадиями, как планирование и контроль над исполнением заказа. Нынешний 94-ФЗ регулирует только процедуру размещения заказа, признает Цариковский. Но исходя из каких критериев чиновники собираются закупать ту или иную продукцию и почему именно по указанной цене, не понятно. Отсюда и появляются на сайте госзакупок предложения поставить "золоченые кровати" или "майбахи", а стоимость приобретаемых томографов превышает рыночную цену в несколько раз. ФАС предлагает ввести ограничения для закупок товаров премиум-класса. Они будут устанавливаться правительством по цене или техническим характеристикам товара для федерального, регионального и муниципального уровня, поясняет начальник управления контроля госзаказов службы Михаил Евраев.

Барьером для завышения цен станет создание единого центра экономической конъюнктуры рынков, который будет отслеживать цены и выдавать рекомендации по начальной стоимости контракта. Это, уверен Евраев, повысить эффективность расходования бюджетных дене. Кстати, уже в ближайшее время, обещает он, будут готовы нормы, прописывающие правила закупок медоборудования. Кроме того, появится так называемая библиотека типовых контрактов, где пропишут в том числе требования к инновационной продукции. А для того чтобы обеспечить профессиональный подход к закупкам, ФАС предлагает создавать специальные уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Им чиновники делегируют права по грамотному формированию и размещению госзаказа. Это предложение, кстати, находится в русле подхода минэкономразвития, которое заявляет о целесообразности создания специальных контрактных служб. Правда, откуда возьмутся такие специально заточенные на госзаказ профессионалы и не приведет ли это к раздуванию чиновничьего аппарата, пока не ясно.

Антимонопольщики фактически согласились и с идеей минэкономразвития и многочисленными просьбами бизнеса учитывать квалификацию потенциальных исполнителей заказа. Это одно из самых больных мест действующей системы. Сейчас на торгах решающим фактором является цена. И, как рассказывают предприниматели, нередко их обходят конкуренты, сбивающие цену, но не обладающие ни опытом, ни возможностями для выполнения заказа. Но, в отличие от минэкономразвития, ФАС предлагает формализовать требования к квалификации поставщика. Если сумма контракта превышает 10 миллионов рублей, то исполнитель должен иметь опыт работы с аналогичными заказами, стоимость которых была не менее 20 процентов от цены нового предложения. При цене контракта более 50 миллионов рублей должен учитываться опыт участников торгов за последние пять лет. Подобные нормы уже действуют в строительстве, напомнил Евраев. Но если сейчас заказчик стройки вправе установить такое требование, то в новом проекте закона ему вменят это в обязанность. И если фирма поставила несколько торговых ларьков, она по определению не сможет претендовать на строительство эклектростанции, привел образный пример Евраев. В других сферах заказчики получат право устанавливать требования по квалификации.

Существующий реестр недобросовестных поставщиков дополнят сведениями о лицах, управляющих этими компаниями. Что исключит случаи, когда махинатор, не выполнивший один госзаказ, создает новую фирму и безболезненно получает для нее другой подряд. Кроме того, у заказчика должно появиться право расторгать контракт не только на основании решения суда, но и в связи с нарушением условий контракта. Решение по этому поводу будет принимать специальная комиссия. Новая мера сократит сроки расторжения контракта до десяти дней. С недобросовестного поставщика будет взыскан штраф.

Чтобы ускорить процедуру госзакупок, когда нужно срочно приобрести товар, например реактивы для научных исследований, ФАС предлагает ввести короткие электронные аукционы. Порог по закупкам составит не более семи миллионов рублей, извещение об аукционе можно будет разместить за четыре дня до его проведения.

А вот сами электронные аукционы антимонопольщики, в отличие от минэкономразвития, по-прежнему считают одной из самых эффективных форм размещения госзаказа. Благодаря им по результатам торгов удается экономить 13,7 процента средств, подсчитал Евраев. При этом электронно-цифровую подпись в стране получили уже полтора миллиона человек, и это стало настоящим технологическим прорывом, говорит представитель ФАС. Что же касается критики минэкономразвития по поводу того, что более 50 процентов аукционов оказываются не состоявшимися, то в 90 процентов случаев это происходит из-за того, что подана одна заявка или предложений не поступило вовсе. Но круг их участников будет расширяться, на электронных площадках уже зарегистрировано более 120 тысяч компаний, аргументирует Евраев.

Рабочая группа позволит выбрать из предложений минэкономразвития и ФАС все лучшее и прийти к общему знаменателю, надеется он.