Лысаков: Закон о такси не учитывает интересы региональных перевозчиков

С первого сентября вступил в силу так называемый "закон о такси". Теперь этот транспорт должен работать по своим правилам.

Однако получить разрешение на работу такси в большинстве регионов - грандиозная проблема. Кроме того, с 1 января вступят в силу новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях, благодаря которым за нарушения таксишных правил будут наказывать очень строго. Общественные организации пытаются и таксистов оставить на плаву, и народ не лишить удобного транспорта, депутаты думают.

О ситуации рассказывает член экспертного совета Комитета Госдумы по транспорту Вячеслав Лысаков.

Российская газета: Все карательные меры вступают в силу с первого января. Почему вдруг именно сегодня снова возник вопрос о такси?

Вячеслав Лысаков: Закон вступил в силу с первого сентября. Все местные власти должны были подготовить свои законы о том, как будет работать такси. Сами таксисты должны были легализовать свой бизнес на основании этих законов. Кроме того, с 1 января вступают в силу поправки в КоАП. И с этой даты такси в России начнет умирать, если не предпринять экстренных мер.

РГ: Почему такой трагический прогноз?

Лысаков: Изначально закон был предназначен для Москвы. Я решил разобраться в этом вопросе. Проблема в чем? Для крупных городов он более-менее приемлем. Его первоочередная задача - ввести в правовое поле тех, кто занимается такими перевозками. И избавиться от так называемых бомбил, которые не платят налоги.

Согласен, что в этой отрасли надо наводить порядок. Эту сферу надо регулировать. Законодательство в этой части необходимо.

РГ: Что вас не устраивает?

Лысаков: Те вещи, которые приемлемы для крупного бизнеса, для крупных таксопарков - а таких всего два процента рынка России, - совершенно не подходят для малого бизнеса. Закон больше ориентирован на Москву и практически не учитывает интересы региональных таксистов, а также их пассажиров. Кроме того, он дает слишком большую свободу местным властям в части установления правил для таксистов.

РГ: В чем он ущемляет права граждан?

Лысаков: Смотрите: более 90 процентов используемых в качестве такси автомобилей принадлежат физическим лицам. Таким образом, эти машины вместе с их водителями и владельцами остались вне федерального закона. Закон не предусматривает работы на арендованных машинах. Машина должна быть либо в собственности, либо в лизинге. А если она арендована, то таксист не получит разрешения работать. То есть его загоняют работать в теневом бизнесе. Таким образом мы только пополняем ряды бомбил. Идея запрещения работать на арендованных машинах была в том, чтобы обновить транспортный парк. Пусть берут в лизинг. Но банковские условия оказываются совершенно неподъемными. Я наши банки называю "Банк-формирования". Они не дают нормальному человеку кредит. Либо дают, но на кабальных условиях. И люди оформляют этот кредит на родственников, знакомых. Машина должна вернуть ему деньги для возврата долга. Но по этому закону машина не может использоваться в качестве такси, соответственно, он не может на ней работать, потому что она записана на родственников и используется на условиях аренды. Значит, этот человек уйдет в тень.

РГ: Проблемы только в этом?

Лысаков: Конечно же, нет. Вот еще один конкретный пример. Как я говорил, местные власти получили много полномочий. Но им этого оказалось мало. В итоге в Краснодарском крае вышел документ, в соответствии с которым будущие таксисты должны предоставить не четыре документа, как в Москве, а 19 документов. В Москве получить разрешение на таксомоторную деятельность можно бесплатно. В Краснодарском крае этот документ стоит больших денег. Вот что пишут мне из саморегулируемой организации по такси Краснодарского края. Они занимают 60 процентов рынка города и 30 процентов рынка края. По их мнению, причина массового ухода в нелегалы таксистов Краснодарского края - в том числе огромные штрафы на водителей-предпринимателей и на юрлица. В первом случае до 30 тысяч рублей, во втором - до 90 тысяч рублей. Примечательно, что по административному кодексу максимальный штраф на физическое лицо - не более 5 тысяч рублей. Причем поводом для штрафа может послужить отсутствие при себе любого документа из огромного перечня.

Но и это еще не все. Местные власти могут до суда останавливать деятельность таксопарка на месяцы

РГ: То есть местные законы противоречат российским?

Лысаков: Закон часть положений определяет на федеральном уровне, а часть отдает на усмотрение субъектов Федерации. И здесь субъекты Федерации начали фантастическое нормотворчество. Крупный бизнес может выполнить этот закон. Но в России есть поселки, есть маленькие города. Местные таксисты готовы платить в бюджет, готовы работать по новым правилам, но правила к ним предъявляются неподъемные.

В Москве сделано все идеально. Есть информационная площадка, можно зайти на сайт и получить всю информацию, куда обращаться, что делать и что предъявлять. Для столицы этот закон приемлем. Но есть еще таксисты в регионах. Общая численность, по нашим подсчетам, более миллиона человек. Как выкинуть с рынка миллион человек?

Надо сказать, что в законодательстве не предусмотрено доходной статьи в связи с выдачей разрешений на работу такси. Однако многие регионы выдачу этих разрешений трактуют именно как доходную часть.

РГ: То есть разрешение на работу стало платным?

Лысаков: Эта норма в регионах обернулась сплошным запрещением бизнеса такси. Тебя штрафуют на пять тысяч за недостающую бумажку. А очередь на получение этой бумажки - месяцы.

Между тем такси в последнее время стало социальным, да и единственным общественным транспортом во многих регионах. Проезд от точки до точки до 100 рублей. При этом независимо от количества пассажиров. Город Шахты Ростовской области. 30 рублей из любого конца в другой. Камышин Волгоградской области - то же самое 15 рублей. И там таксист сдает выручку за день 500 рублей. В нее входит все: и зарплаты, и амортизация, и горючесмазочные материалы.

РГ: У вас есть конкретные предложения?

Лысаков: Мы предлагаем исключить запрет работать на арендованной машине. Если такое невозможно, предусмотреть переходный период. Человек уже взял машину в аренду. Ему теперь нужно вернуть деньги обратно.

В некоторых субъектах потребовали от предпринимателей явиться лично с машиной и документами и ответ будет в течение 45 суток. Хотя всю эту процедуру можно провести на сайте госуслуг в течение часа без личного посещения чиновника.

Кроме того, я уверен, что один окончательный и бесповоротный список документов для тех, кто желает работать в такси, необходимо утвердить сейчас и в законодательстве на федеральном уровне. И тогда местные законодатели не будут придумывать собственные ограничения.

прямая речь

Николай Лямов, заместитель мэра Москвы:

- Москву закон о такси вполне устраивает. Процесс выдачи разрешений на право заниматься таксомоторными перевозками в столице идет полным ходом - их выдано уже более 9 тысяч. Город поддерживает материально те фирмы и тех предпринимателей, которые берут машины в лизинг - бюджет берет на себя две трети платы за это. Мы надеемся, что таким образом ускорится обновление таксомоторного парка, и по Москве в роли такси будут работать только современные комфортабельные автомобили.

Продолжается и оборудование стоянок для такси - москвичи и гости столицы должны привыкать, что у нас, как во всей Европе, есть места, где в любое время можно найти машину с шашечками и доехать до нужного места. Предусматриваются стоянки для такси и в составе транспортно-пересадочных узлов, которые сооружаются по Москве.

Подготовила Любовь Проценко

комментарий

"Закон о такси на самом деле не так страшен, как его малюют", - заявил "РГ" один из его авторов, исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Он выслушал много критики в адрес новых правил перевозки пассажиров и по большей части с ней не согласен. К примеру, он категорически не согласен с тем, что разрешение сложно получить. "Нет ничего проще - можно сделать это либо через департамент, либо через московский портал госуслуг, - поясняет он. - К тому же, выдаются они бесплатно. А в Нью-Йорке, например, лицензия на перевозку пассажиров такси стоит 30 тысяч долларов, в Италии - 150 тысяч евро, в Париже - 200 тысяч евро. И число этих лицензий ограничено. Они передаются по наследству".

Многие не довольны тем, что закон запрещает использовать арендованные машины. "Это сделано лишь для того, чтобы обезопасить передвижение людей, - объясняет Свешников. - В свое время Норвежский институт экономики транспорта изучил опыт организации общественных перевозок в каждой европейской стране за последние 20 лет. В Европе тоже в 90-е годы хотели уйти от госрегулирования общественных перевозок, отдав их на откуп рынку. Но, как только государство устранялось от этого процесса, моментально падало качество оказываемых услуг. Поэтому со временем там появились и лицензирование таксомоторной деятельности, и финансовая ответственность оператора такси. По-другому - это банковская гарантия. То есть владелец машины, которая используется в качестве такси, должен предъявить государству за первую машину наличие на своем банковском счете порядка 9 тысяч евро, за последующие - по 4 тысячи. Таким образом, он как бы говорит: я могу не только эксплуатировать эти машины, но и содержать в надлежащем состоянии - обеспечивать им регулярное техническое обслуживание и ремонт".

Из всего этого, по словам Свешникова, в федеральном законе оставлено только требование эксплуатировать машины, находящиеся в собственности либо юридического лица, либо индивидуального предпринимателя. "Ну а если человек взял машину у соседа в аренду, где гарантия, что она исправна, - подчеркивает Свешников. - что у нее все нормально с тормозами? А потом, если это арендованная машина, то пассажиры, которые в ней едут, не застрахованы. А если такси легальное, получившее разрешение, то на него оформляется страховка, в которой застрахованным от несчастных случаев оказывается каждое пассажирское место".

Подготовила Ольга Игнатова