Два скандала с задержкой рейса самолета, пожалуй, помнят все читатели "РГ". Первый разразился в Иркутске, где губернатор региона, засидевшись на заседании, заставил пассажиров самолета около часа его ждать. Второй случился недавно в Казани. На этот раз 160 пассажиров на борту почти час ожидали, когда на борт соизволит подняться коммерческий директор авиакомпании "Татарстан" Лазар Илиев.
Разные регионы. Разные ситуации. Разные авиакомпании... Но истории тем не менее очень схожи. И по своему сюжету. И по тому, как он развивался.
В первом случае радиолюбитель записал переговоры командира экипажа самолета Андрея Литвинова и диспетчера иркутского подразделения Росаэронавигации, из которых понятно, почему задерживается самолет. А затем выложил их в Интернете. Разразился скандал. Интернет-пользователи, не скрывая возмущения, обсуждали поступок губернатора, называя его "феодальным". Случай в Казани предал огласке в своем блоге директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, который был в числе пассажиров.
"Когда он наконец явился на борт, то, увидев, что я его фотографирую, решил изобразить из себя обиженного иностранца и спросил: "Do you speak English?", а дальше понес пургу насчет того, что я нарушаю его частную жизнь... Вот так одно зарвавшееся хамло, которое считает, что компания, в которой он работает, является его частной собственностью..."
После того как гневный пост Алексашенко процитировала казанская интернет-газета "Бизнес-онлайн", сетевое сообщество забурлило. Издание получило массу откликов от жителей Татарстана, недовольных сервисом местной авиакомпании.
А следовательно, нам не стоит молча взирать на беспредел чиновников и тех, кто притесняет наши права. Огласка их действий хорошая прививка от повторения ими подобных поступков.
Жаль только, что пока преданные огласке факты не всегда получают оценку правоохранительных органов. Татарская транспортная прокуратура вменила компании нарушение статьи 14.1, часть 3 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)" и статьи 14.8 КоАП РФ "Нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы". Обе статьи предусматривают денежные санкции, которые в совокупности могут вылиться для авиакомпании в штраф 50 тысяч рублей.
Авиакомпания лишь спустя неделю разместила на своем сайте официальное разъяснение, где, с одной стороны, как бы извинилась, а с другой - оправдалась. А в качестве компенсации с 15 октября пассажирам задержанного рейса были обещаны скидки при приобретении билетов.
- Прокуратурой в рамках закона предприняты все возможные действия по привлечению авиакомпании "Татарстан" к административной ответственности, - пояснил исполняющий обязанности татарского транспортного прокурора Андрей Прилуцкий.
Восточно-Сибирская транспортная прокуратура также признала незаконной задержку рейса "Иркутск - Москва" авиакомпании "Аэрофлот" из-за опоздания на самолет губернатора Иркутской области. И, судя по всему, ограничилось все предписаниями.
Губернатор поспешил заявить, что сам лично не отдавал приказов о задержке рейса. И особо подчеркнул, что после взлета извинился перед пассажирами, а ткаже обменялся визитками с командиром экипажа самолета.
Губернатор даже заявлял о своем намерении "попить чаю" с храбрым летчиком, однако впоследствии ограничился только телефонным разговором. Но затем и вовсе началось непонятное, от правоохранительных органов потребовали разобраться, "почему сугубо секретные переговоры командира воздушного судна и наземных служб стали так широко известны". Вот , оказывается, что очень задело. Не будь записи переговоров - все было бы шито-крыто.
И прав Сергея Алексашенко, с чьей легкой руки закрутилась "казанская история".Суть, как он считает, не в размере штрафа, а в том, что этот случай показал, как пассажир может защищать свои права.