Автотракторная промышленность переходит на Евро-4
Минский автозавод в очередной раз стал триумфатором Международного транспортного форума в Москве. Лучшими признаны его машины в номинациях "коммерческий автомобиль среднего класса", "средний магистральный тягач", "междугородний автобус". Радость победы с минскими автомобилестроителями по праву разделяют ярославские коллеги. Ведь, к примеру, седельный тягач "МАЗ-5440В9" оснащен ярославским мотором новейшей конструкции мощностью 420 лошадиных сил. А на днях с новинками Минского автозавода, и не только признанными лучшими на форуме в Москве, все желающие могли свободно ознакомиться на импровизированной выставке прямо у проходной предприятия. Среди любопытствующих оказался и корреспондент "СОЮЗа".
Примечательно, что все "победные" минские машины соответствуют международному экологическому стандарту Евро-4. И это не случайность. В свое время предполагалось, что с 2010 года этот стандарт станет в России обязательным. Исходя из этого была подготовлена и очередная союзная программа развития дизельного автомобилестроения, в которой активно участвовали МАЗ и КАМАЗ, Минский и Ярославский моторные заводы, другие предприятия отрасли. Предусматривалось освоить в серийном производстве автомобили и моторы уровня Евро-3, а также завершить разработку техники стандарта Евро-4. Правда, введение нового стандарта было отсрочено. Однако не исключено, что с 2012 года он все-таки вступит в силу. И минские автомобилестроители в сотрудничестве с российскими коллегами делают все, чтобы не отстать от конкурентов.
- Заканчивается освоение полной линейки автомобилей экологического стандарта Евро-4, - рассказал корреспонденту "СОЮЗа" главный конструктор МАЗа по автомобильной технике Павел Шабанов. - В частности, завершаются испытания десяти автомобилей с новыми ярославскими моторами 530-й серии мощностью 180-312 лошадиных сил, а также с тяжелым мотором модели 651 мощностью 412 лошадиных сил. Эти машины прошли уже примерно по 100 тысяч километров без существенных замечаний. Есть на моторы и соответствующие российские сертификаты.Так что освоение новой техники в производстве не потребует от нас много времени.
Другое дело, смогут ли сами ярославцы обеспечить выпуск тысяч новых моторов по приемлемой цене? И всем ли покупателям минской автотехники они придутся по душе и карману? Ведь уже сейчас МАЗ по просьбам заказчиков выпускает грузовики стандарта Евро-4 с моторами "Мерседес", MAN и другими. Еще одна альтернатива ЯМЗ - двигатели "Камминз" англо-американской разработки.
- Сейчас мы завершаем испытания и сертификацию десяти грузовиков с двигателями этой марки разной мощности китайского производства, - продолжает Павел Шабанов. - Каких-либо претензий к ним нет. По всем параметрам это такие же моторы, которые выпускает российское СП "Камминз - Кама", так что несложно произвести замену.
Не желает отставать и еще один участник союзной программы развития дизельного автомобилестроения - Минский моторный завод. Свой экспериментальный Евро-4 он продемонстрировал еще несколько лет назад. На упомянутой выставке МАЗ показал сразу две премьеры с двигателями завода-земляка. Первая - небольшой школьный автобус с мотором 170 лошадей. Вторая - тягач капотной конструкции для магистральных автопоездов повышенной массы - поражает мощностью 600 лошадиных сил. К слову, этот агрегат создан минскими моторостроителями в содружестве с тутаевскими коллегами.
- Мы сохранили рынки сбыта в России, - отметил генеральный директор Минского моторного завода Николай Лобач. - В нынешнем году для ГАЗа будет поставлено 18 тысяч двигателей Евро-3. А на 2012 год уже есть от него заказ на 9 тысяч моторов Евро-4. Всем деловым партнерам-автозаводам мы передали опытные образцы таких двигателей и готовы принимать заказы на их серийное производство, которое начнется в четвертом квартале нынешнего года.
Итак, можно считать, что стратегическая задача недавно завершившейся союзной программы развития дизельного автомобилестроения близка к решению. Однако Европа и США давно уже живут по еще более строгим экологическим нормам. И если белорусско-российский автопром намерен в будущем всерьез конкурировать с продукцией развитых стран, то пора сформулировать перед собой новую цель.