Валентина Матвиенко рассказала "РГ" о реформе Совета Федерации

Вчера на "Деловом завтраке" в "Российской газете" побывала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Глава верхней палаты парламента пообщалась с журналистами и ответила на вопросы читателей. Сегодня "РГ" публикует отрывок этой беседы.

Российская газета: Валентина Ивановна, в самом начале нашего разговора нам бы очень хотелось, чтобы вы выступили в необычной для себя роли: прокомментировали то, что "Российская газета" выносит завтра на первую полосу. Мы не каждому показываем наше "сырье", а вам решили показать.

Валентина Матвиенко: Я первая, так понимаю, кто имеет возможность это увидеть.

Хочу сразу отметить статью про пенсионерку из Башкирии. Мне кажется, что "РГ" хорошо чувствует пульс страны и настроение людей. Тема неравенства людей перед законом вызывает огромное напряжение в обществе и это один из факторов, в том числе, недоверия к власти. Не должно быть так, что если человек с деньгами, если человек при власти, то для него действуют одни законы, а если это обычный, рядовой человек, то к нему применяются законы со всей жесткостью. И эта статья, на мой взгляд, подчеркивает актуальность проблемы. Эту тему надо продолжать, потому что, с одной стороны, правовая культура у нас еще на низком уровне, а с другой стороны - в данном случае надо учитывать эмоциональный момент. Для пенсионерки шесть тысяч, которые насчитал мировой судья, - трагедия, потому что у нее их просто нет.

 
Видео: Сергей Минабутдинов

РГ: Конечно, для нее это огромные деньги...

Матвиенко: Такая практика существует во всех странах мира: когда кто-то поднимает руку против полицейского, представителя власти, это очень жестко пресекается. Но в данном случае, мне кажется, можно было просто с гуманной точки зрения по-другому взглянуть на эту проблему и такого сурового приговора не выносить. Когда человек при власти и при деньгах нарушает закон, находится тысяча причин, чтобы смягчить ему наказание. В обществе должны понимать, что обязательно будет неотвратимость наказания за любое преступление, и что закон равен для всех. Очень актуальная проблема, и хорошо, что она идет главной темой.

Статья о предложении президента о том, чтобы отменить институт понятых уже с 1 декабря. Хочу сказать, что эта идея вызвала неоднозначную реакцию в юридическом сообществе, в следственных органах, но надо признать, что этот институт несовершенен. Мне кажется, что тема требует обсуждения.

Заметка "Детектор правды". Я рада, что деятельность Совета Федерации нашла отражение, тем более, на первой полосе. По поводу полиграфа - тема непростая. Мне кажется, здесь нельзя сваливаться как в одну, так и в другую сторону, потому что истина пока посередине. Самые совершенные технические средства тоже имеют право и возможность давать недостоверные данные. На мой взгляд, детектор лжи надо использовать только при согласии самого человека и учитывать результаты полиграфологической экспертизы только в числе факторов, которые рассматривает следствие. Но основываться на показаниях полиграфа при принятии обвинительного решения, на мой взгляд, пока нецелесообразно.

К вопросу о равенстве и неравенстве возвращается статья о решении президента ограничить список тех, кто может пользоваться дипломатическими паспортами. Сейчас с этим стало построже, но я помню период, когда зеленые паспорта сплошь и рядом можно было получить, заплатив, и это было абсолютно неправильно, даже исходя из мировой практики.

Все последние годы у меня есть дипломатический паспорт, но я ни разу не позволила себе им воспользоваться, отправляясь в частную поездку. Должно быть прописано в правилах, что диппаспорт может использоваться только в случаях служебных поездок. И круг лиц, имеющих право получить зеленый паспорт, должен быть очень ограничен и опубликован, чтобы все знали, кто в него включен. Не только таможенники и пограничники, но и граждане должны знать, кому такое право дано.

РГ: Еще одна тема номера - преподавание основ религии в школах.

Матвиенко: На этот счет много дискуссий. Пока не очень понятно, что включается в этот курс, на что он направлен и почему он вводится. У нас многонациональная и многоконфессиональная страна, но некоторые восприняли, что это чуть ли не Закон Божий в школах. У нас религия отделена от государства, но то, что люди не знают, какие религии существуют, традиции, как их надо воспринимать, - это факт. В такой стране, как наша, обязательно должен быть этот курс. Основы разных религий - и православной, и мусульманской, и буддистской, и других. Мне кажется, это полезно. Вопрос о содержании этого курса должны решить эксперты с участием религиозных конфессий.

Еще один важный момент - кто это будет преподавать. Речь идет не о церковных деятелях, это должны быть квалифицированные преподаватели, обучить их - задача педвузов. Это труднее, чем готовить учителей физики, химии или литературы - потому что пока не готовы ни программа, ни кадры, ни учебные материалы.

РГ: Во многом по вашей инициативе была запущена внутренняя реформа Совета Федерации. В чем была необходимость реструктуризации сената?

Матвиенко: Мне кажется, что президент Дмитрий Медведев очень своевременно поставил в повестку дня вопрос модернизации. Для меня это не только модернизация производства, перевод экономики на инновационные рельсы, но и модернизация системы управления страной, всех органов, ветвей власти.

Я не революционер по складу и не собираюсь действовать по принципу: пришла новая метла и ради того, чтобы как-то о себе заявить, сейчас тут все перестроит - абсолютно нет. Я очень бережно отношусь к людям, к тому ценному опыту, который был накоплен. Но нас 166 человек на 27 комитетов и комиссий. Разделите, сколько получится? При этом 121 руководящий пост. Совет Федерации состоит из одних генералов, но нет солдат, и это неправильно. Cам статус члена Совета Федерации достаточно высок, на него не надо навешивать никаких новых погон. Если человек самодостаточный, авторитетный, его голос слышен везде - и в СМИ, и в регионе, и во всех структурах власти.

РГ: На каком этапе сейчас находится реформа?

Матвиенко: Во вторник на Совете палаты мы обсудили постановление, которое 9 ноября будет утверждаться Советом Федерации. И за исключениием некоторых деталей, которые мы сегодня доработаем, я уверена, завтра оно будет поддержано всеми сенаторами. Это первый важный шаг. На этом этапе мы утверждаем название комитетов и предметы их ведения. То есть направления, которыми они будут заниматься. До 25 ноября все члены СФ должны записаться в тот или иной комитет. И далее мы уже начнем вносить на утверждение пленарного заседания положения о комитетах и их структуре. Будет и ротация руководителей комитетов, появятся новые руководители. Мы палата регионов. И каждый регион хочет видеть своего сенатора на руководящем месте. Это тоже правильно.

Полный отчет о "Деловом завтраке" будет опубликован в ближайших номерах "РГ".