Минтранс готовит правила организации дорожного движения
Организация дорожного движения станет законной уже в следующем году. Минтранс начал работу по формированию концепции законопроекта "Об организации дорожного движения", сообщили "РГ" в ведомстве.
А сегодня эта тема будет обсуждаться в рамках "Транспортной недели" на Втором международном конгрессе ROAD TRAFFIC RUSSIA с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова, министра транспорта Игоря Левитина, губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и мэра Москвы Сергея Собянина.
Научным институтам уже заказана разработка концепции законопроекта. Но уже известно, что в этом нормативном акте должно быть прописано разграничение полномочий власти - федерального, регионального и местного уровня. Есть предложения по интеграции Закона "О безопасности дорожного движения" с новым документом. Но хотя есть тесная взаимосвязь между организацией движения и безопасностью, все же лучше, если это будут отдельные законодательные акты, считает начальник отдела организации дорожного движения департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта минтранса Владимир Луговенко.
В законопроекте планируется прописать вопросы об организации перевозок пассажиров и грузов, требования к составлению маршрутов. Увязать нормы движения с техническими требованиями по разметке, по освещению, по дорожным знакам. В самом законе планируется сделать отсылы к нормативам по регулированию, например, светофоров. Скорее всего, это будут рекомендации или приказы минтранса. Важным пунктом законопроекта, концепция которого должна быть готова к началу следующего года, станет обязательная увязка строительства дорог с территориальным планированием, с возведением зданий. В Градостроительном кодексе это подробно не прописывается. Возможно, будет предусмотрено и расширение полномочий минтранса, связанных с выработкой требований по транспортным схемам, строительству развязок на федеральных трассах, актуализации нормативов к автоматизированной системе управления транспортными потоками.
Сам законопроект, скорее всего, будет готов для согласования с МВД, минрегионом и другими федеральными ведомствами к осени 2012 года, а потом после прохождения всех процедур представлен в аппарат правительств, сказал Луговенко.
По словам замглавы госкомпании "Автодор" Сергея Кельбаха, этот закон давно назрел. Сегодня вопрос организации дорожного движения решается на территории регионов по-разному. Нет единого унифицированного подхода. Закон позволит влиять на дорожную ситуацию, ведь тот, кто на уровне регионов утверждает систему организации дорожного движения, будет нести за это ответственность, то есть отвечать за все заторы на дорогах.
В свою очередь эксперт в области экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин отметил, что закон "Об организации дорожного движения" не должен быть просто наполнен юридическими определениями. По его мнению, там нужно прописать нормы, которые существуют уже во многих странах по привилегиям проезда по дорогам общего пользования. Тот, кто не попал в список должностных лиц, обладающих такой привилегией из числа топ-менеджеров и должностных лиц, должен будет ездить по общим правилам, отметил эксперт. В законе также не должно быть технологических норм, их можно прописать уже в подзаконных актах. Например, правила проезда перекрестка.
"Не очень понятно с юридической точки зрения, является ли организация дорожного движения госуслугой", - констатировал эксперт. В законе нужно прописать, кто является исполнителем этой госуслуги, а кто финансирует ее выполнение. Касаясь проблемы регулирования возведения зданий и дорожного строительства, Блинкин отметил, что градостроительного регламента для площадей и улиц пока нет. И никто не запрещает построить на площади торговый комплекс вместо стоянки. Здесь нужны изменения в Градостроительный кодекс, считает он.
А вот введение платности парковок и проезда в центрах городов вполне может стать одним из пунктов закона "Об организации дорожного движения". Но вводить платный въезд для личного транспорта надо только после того, как автомобилисты привыкнут к платным парковкам в центре города. Например, в Лондоне на это ушло 30 лет.
Совмещать Закон "О безопасности дорожного движения" с законом "Об организации дорожного движения" эксперт тоже считает лишним. При этом Блинкин отметил, что в первом необходимо прописать ответственность не только государства за безопасность движения, но и самих граждан, введя понятия "опасного" и "беспечного" вождения. Если человек в городе едет со скоростью 200 километров в час, то его действия должны подпадать под статью "об опасном вождении", считает эксперт.