11.01.2012 10:50
Рубрика: Дороги

Дорогу осилит имущий

В Краснодаре с нового года введена платная эвакуация

Несколько лет кубанская столица обходилась без эвакуаторов, но с нынешнего года эта спецтехника опять появится на городских улицах.

Информация о нововведении, которое коснется многих десятков тысяч владельцев авто (по количеству личных машин на душу населения Краснодар находится на одном из первых мест в стране), появилась на официальном сайте администрации Краснодара.

По словам начальника управления транспорта администрации Краснодара Евгения Калиоруполо, платная эвакуация автомобилей нарушителей правил парковки была отменена в России с первого июля 2008 года, но с нынешнего года вступили в силу поправки к Кодексу об административных правонарушениях, позволяющие ее ввести снова.

Ранее в краевом центре тариф за платную эвакуацию составлял примерно полторы тысячи рублей (по некоторым оценкам, ежемесячно с автовладельцев собирали около двух миллионов рублей). После того как она была отменена, работы по эвакуации стал оплачивать муниципалитет. Однако в 2009 году в городском бюджете не были заложены средства на эти цели, в итоге массовая эвакуация автомобилей практически не проводилась.

Штрафстоянки, которые тоже будут платными, разместятся во всех четырех городских округах. "Предприниматели, которые захотят заниматься эвакуацией автомобилей, должны будут заключить договор на оказание услуг с ГИБДД", - пояснили в пресс-службе мэрии.

Стоимость эвакуации и хранения машин пока не установлена, поскольку компании, которые планируют этим заниматься, не успели подать документы с подсчетами своих затрат, исходя из которых рассчитывается новый тариф.

В настоящее время в кубанской столице на базе муниципального предприятия Краснодаргортранс создается служба, которая совместно с ГИБДД займется принудительной эвакуацией автомобилей, припаркованных в неположенных местах, на специально отведенные для этих целей во всех четырех округах города штрафплощадки. Выделяется 26 миллионов рублей на приобретение 15 эвакуаторов. Все расходы за транспортировку и хранение неправильно припаркованных машин лягут на плечи их владельцев.

Эвакуация на штрафстоянку и плата за хранение, а также увеличение штрафов за нарушения, по словам специалистов, помогут навести порядок на улицах города и дисциплинировать водителей. Однако далеко не все с этим согласны.

По словам директора юридической фирмы Владимира Борисова, "ничего хорошего, кроме нервотрепки, это нововведение не принесет: люди будут подходить к месту, где оставили автомобиль, и, не обнаружив его, хвататься за сердце, бегать, искать, звонить". Кроме того, не секрет, что многие автолюбители уже знают, как сделать, чтобы машину невозможно было погрузить на эвакуатор. И есть высокая вероятность, что начнут применяться на практике кустарные методы защиты от "увоза". "Если городские власти хотят решить проблему парковок, пусть их больше строят", - считает Борисов.

- Например, в Москве положение дел следующее: с нарушителей брались и берутся штрафы за парковку в неположенном месте порядка 300 рублей, - рассказал корреспонденту "РГ" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - После того как вы его оплатили, назывался адрес штрафстоянки, на которую эвакуируется машина. Первые сутки хранения на ней были для владельца бесплатными. Затем за каждые сутки хранения взималась плата порядка тысячи рублей. Никакой "платы за эвакуацию" в столице не взимают. В Москве эту деятельность осуществляет государственное учреждение "Городская служба перемещения транспортных средств" (ГУ ГСПТС), которая полностью финансируется из средств местного бюджета. Она создана в 2005 году и работает до настоящего времени. До ее создания мэрия пользовалась услугами частных эвакуаторов, работа которых вызывала много нареканий автовладельцев, и от частников отказались. Главная цель таких учреждений - не зарабатывать деньги на предоставлении эвакуационных услуг, а обеспечить относительную транспортную свободу в городе, попытка хотя бы частично избавиться от пробок. Данных о том, стало ли ГСПТС прибыльным за время своего существования, у нас нет.

Что касается Краснодара, то опрошенные эксперты рискнули предположить, что и власти кубанской столицы вряд ли рассчитывают на получение прибыли от деятельности эвакуаторов, по крайней мере в ближайшие год-два. Скорее всего, местные власти действительно хотели бы улучшить транспортную ситуацию в городе и пригородах. Но тут и возникают вопросы.

- Если служба раньше работала и потом прекратила свое существование, то, значит, она была неэффективна и к чему тогда возрождать ее? - полагает Дмитрий Баранов. - К тому же, как показывает опыт Москвы, эвакуаторы зачастую сами создают пробки и заторы на улицах города больше, чем машины, которые они эвакуируют. Да и автомобилей становится все больше, и на место, которое освободил эвакуатор, претендует уже не одна, а две-три машины. И как только эвакуаторы уезжают с какой-то улицы, все свободные места вновь заняты машинами. Поэтому и в Краснодаре с введением эвакуаторов вряд ли удастся существенно улучшить дорожную ситуацию и справиться с пробками. Решать эти проблемы нужно строительством парковок, транспортных развязок, прочих объектов дорожной инфраструктуры. Кроме того, возможно введение законодательных ограничений на передвижение автомобилей в самых загруженных местах. Например, в центр города по четным дням пускают лишь машины с номерами, оканчивающимися на четные цифры, а по нечетным - оканчивающиеся лишь на нечетные.

По словам мэра Краснодара Владимира Евланова, возвращение практики принудительной эвакуации брошенных машин - это только одна из ряда мер по решению проблемы незаконных парковок.

До конца года к пяти существующим многоуровневым парковочным комплексам добавятся еще шесть, на тысячу мест каждая.

Помимо того, планируется ужесточить ответственность нарушителей. Городом уже закуплено 10 единиц специального аппаратно-программного видеокомплекса. Это оборудование позволит оперативно фиксировать нарушения правил парковки и выписывать штрафы на месте, даже без присутствия водителей. Такие патрульные машины будут курсировать по городу в круглосуточном режиме.

Также глава кубанской столицы видит возможность исправить ситуацию в ближайшее время благодаря реорганизации служб госавтоинспекции. Не так давно полк дорожно-патрульной службы ГИБДД непосредственного подчинения краевому ГУВД преобразован в батальон и переподчинен управлению МВД России по Краснодару.