Власти Петербурга намерены за два года перевести дорожную отрасль в 3D

    Внедрение трехмерного сканирования при строительстве и ремонте дорог города потребует больших инвестиций

    С нынешнего года правительство Петербурга обязало все дорожные компании перейти с обычных проектов ремонта и строительства на трехмерные. Эксперты считают, что новые 3D-технологии повысят качество работы, но при этом сократят число подрядчиков, ведь город не будет оплачивать им закупку оборудования. По расчетам чиновников, переоснащение отрасли займет до двух лет

    Петербургское правительство объявило о переходе на новую форму дорожных работ для компаний-подрядчиков. В 2012 году им придется иметь дело с трехмерными проектами ремонта и строительства. Власти считают, что это поможет существенно улучшить качество дорог, а подрядчики недоумевают: нет четко сформулированных требований к оборудованию, и есть опасения, как бы не пришлось платить за него дважды.

    Для работы с новой технологией участники городских тендеров должны будут оборудовать всю свою технику специальными датчиками для проведения 3D-сканирования поверхности и дополнительно обучить всех сотрудников работать на ней. Причем некоторые компании рынка уже начали применение трехмерных технологий, так что перестраиваться подрядчикам придется быстро, иначе крупные госзаказы пройдут мимо них.

    - Трехмерное проектирование существенно повысит качество дорожного строительства и позволит перейти на новый уровень развития дорожно-транспортной отрасли, как и в передовых европейских странах, - заявил начальник комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Борис Мурашов.

    По расчетам местной администрации, полный перевод городской дорожной спецтехники на новое технологическое оснащение может занять до двух лет и потребовать серьезных денежных вливаний. Заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Антон Суханов рассказал, что в 2011 году по новой 3D-технологии в городе были отремонтированы объекты по 459 адресам. В 2012 году этот список будет больше как минимум вдвое.

    Использование 3D-технологии позволяет на 10 процентов снизить себестоимость проекта

    При этом строительное сообщество настороженно относится к нововведению, ведь с одной стороны, 3D-технологии должны способствовать повышению качества работы отрасли, с другой - инновация может привести к сокращению числа строительных подрядчиков. Как отметил заместитель директора по производству Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Валерий Мячин, в последние годы наблюдается тенденция к существенному снижению числа дорожных компаний, работающих с госзаказом в Санкт-Петербурге. Для сравнения, в 2009 году у КРТИ было 36 подрядчиков, в 2011 году осталось только 13.

    Однако КРТИ уже начал включать требования по применению 3D-технологий в условия тендеров по текущему ремонту дорог. При этом для многих подрядчиков они остаются непонятными.

    - Самое печальное, что никто не сформулировал, какое это должно быть оборудование, с какой программой оно должно работать, - прокомментировал президент ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов. - Не оговорены стандарты, а на рынке ведь не менее 12 производителей. Можно потратить деньги, и через год выяснится, что придется снова покупать, но уже того стандарта, на которое укажет КРТИ.

    Использование 3D-технологии в проектировании позволяет на 10 процентов снизить себестоимость проекта. Кроме экономии, есть и другие преимущества. Например, до сих пор при прорыве коммуникаций место аварии определяли скорее интуитивно, поднимая дорожное полотно на предполагаемом месте прорыва. Теперь же выехавшая к месту прорыва бригада уже будет знать точно о коммуникациях в месте аварии, что поможет проводить работы по ликвидации максимально безопасно.

    Эксперты отметили необходимость создания комплексной 3D-модели города. Такая модель существенно облегчила бы работу всех игроков рынка - от проектировщиков до девелоперов. К тому же это значительно упростило бы постройку локальных проектов, которые находятся в центре транспортных развязок. Также специалисты все же отмечают положительный эффект применения 3D-технологий: стоимость квадратного метра строительства снизилась с 1800 до 1100 рублей, но пока, к сожалению, нет единой базы данных о коммуникациях. Проще говоря, девелопер не может работать под землей, так как не знает о расположенных в глубине трубах и кабелях.

    Кстати

    В Хельсинки процесс интеграции 3D-модели составил два года. На сегодняшний день срок ее эксплуатации составляет порядка 20 лет. В Финляндии финансирование внедрения новой системы обеспечил муниципалитет, однако в России это станет нагрузкой для подрядчиков. Представитель компании Bentley Systems в России и СНГ Туомо Парьянен рассказал, что в Финляндии была создана база данных, в которую работники ЖКХ, строители и другие сотрудники профильных сфер постоянно заносят новые данные. Благодаря этому модель всегда актуальна, и каждый желающий в любой момент может получить данные о водопроводе, сетях, коммуникациях в нужном ему районе.