Причина 30% ДТП на федеральных трассах России - рассеянность водителей
Сегодня более 30 процентов аварий на федеральных трассах России происходят из-за рассеянности водителей. Недосып, эмоциональные расстройства и усталость снижают бдительность автомобилистов, что, в свою очередь, может привести к трагедии.
Ученые научного центра "Кулибин" недавно начали разработку алгоритма, оценивающего психофизиологическое состояние водителя. В результате скоро появится компьютерная программа, встраиваемая в автомобиль, которая будет подавать водителю звуковые сигналы в случае снижения концентрации внимания при управлении авто. При этом система будет оценивать не только усталость водителя, но и его эмоциональное состояние.
"Целью проекта станет снижение аварийности на дорогах за счет акцента внимания на психофизиологическом состоянии водителя, которое часто становится первоисточником аварий, - говорит автор проекта Сергей Коноплин. - Когда человек находится в состоянии сонливости, глубокой задумчивости или у него отвлечено внимание по другим причинам, то для него характерны изменения в поведении, которые в свою очередь проявляются и в характере управления автомобилем. Нами проведены фундаментальные аналитические исследования в области изучения человеческого фактора как причины ДТП. Выявлены основные закономерности изменений в поведении человека. Статистикой доказано, что уровень аварийности среди водителей с малым опытом вождения значительно выше, чем у более опытных. Это показывает несовершенство системы подготовки водителей. Начинающий водитель не может точно оценивать безопасность своего движения, что приводит к увеличивающемуся риску возникновения ДТП. Именно поэтому информирование водителя об уровне безопасности, а также дополнительные методические рекомендации должны снизить аварийность среди молодых водителей. Помимо разработки системы оперативного контроля состояния водителя в планах разработка проекта изменений в теоретической подготовке водителей и проведении теоретического экзамена на получение водительского удостоверения".
По словам Сергея Коноплина, для успешного завершения проекта необходимо создать тестовый образец для исследования, а также провести опытные эксперименты: пятеро участников с разной манерой езды должны наездить по 20 часов с установленным экспериментальным образцом на своих личных автомобилях в повседневном режиме. "По результатам эксперимента будет доработан алгоритм оперативного контроля состояния водителя, после чего проведем эксперимент повторно с необходимыми изменениями и дополнениями, - подчеркнул автор проекта. - В результате появится система оперативного контроля состояния водителей, которая будет востребована как на международных рынках, так и в России".