Росавтодор займется развитием придорожного сервиса на крупных трассах
В минувшем году вдоль федеральных автотрасс началось строительство первых многофункциональных сервисных центров, которые призваны заменить спонтанно разбросанные по обочинам дорог сомнительные заправки, кафе, рестораны и шиномонтажи. Процесс инициирован минтрансом, Росавтодором, государственной компанией "Российские автомобильные дороги", поддержан частным бизнесом и региональными властями. На федеральном уровне разработаны учитывающие лучшую международную практику документы, регламентирующие размещение и развитие придорожного сервиса. Участники масштабного проекта уверены, что сеть многофункциональных сервисных зон позволит не только улучшить качество придорожного сервиса, но и станет мощным импульсом для развития вокруг них частного бизнеса.
Придорожный хаос
Во всем мире объекты придорожного сервиса - заправки, кафе, рестораны, станции техобслуживания и прочие объекты - всегда размещаются за пределами полосы отвода, на значительном расстоянии от дороги. В границах придорожной полосы действует особый режим использования земельных участков. Он призван обеспечить безопасность дорожного движения, устранить помехи для ремонта и расширения автотрасс.
Что же касается нашей страны, то до недавнего времени в этой сфере сервисных услуг царил хаос. Из-за несовершенства законодательства и отсутствия контроля за весьма непродолжительное время дороги обросли полуподпольными автосервисами, заправками и кафешками. По нормативам подъезды к заправкам и выезды должны быть оборудованы разгонной полосой, полосой торможения. Однако большинство владельцев сервисных точек эти требования проигнорировали. И это вполне объяснимо, поскольку строительство, например, разгонной полосы обходится в несколько миллионов рублей. Как правило, проекты осуществлялись под крылом местных администраций, которые закрывали глаза на нарушения. Что уж говорить о регионах, если только в ходе инспекции Московской кольцевой автодороги было выявлено более 900 различных нарушений, ухудшающих дорожную обстановку (нелегальные съезды к заправкам и даже крупным торговым комплексам). По сути, МКАД превратилась в торговые ряды. Да и в других региональных центрах наблюдается похожая картина. Сначала муниципалитеты выделяют землю под строительство торговых центров, а потом бизнес пытается присоединиться к дорогам, не выполняя при этом нормативных требований.
Закономерно, что согласно исследованиям РосдорНИИ, объекты дорожного сервиса стали превращаться в очаги аварийности. При этом возникли дисбалансы в структуре их размещения: заправки и автосервисы тяготеют к крупным городам и населенным пунктам, в то время как в глубинке никакого сервиса зачастую нет вовсе. Из-за отсутствия заправок водители вынуждены возить с собой канистры с бензином.
Плачевное состояние придорожного сервиса иллюстрирует статистика ГК "Автодор". По состоянию на 2010 год около 40% объектов дорожного сервиса на трассе М-1 "Беларусь" не были оборудованы парковочными местами. Только 15% объектов дорожного сервиса имели стоянки для грузовых автомобилей, 37% - туалеты в помещении (еще 34% - уличными уборными, в остальных туалет не был предусмотрен). Аналогичная картина на трассе М-4 "Дон" - 60% сервисных объектов без парковок, 81% - без стоянок для грузовиков, в трети не предусмотрен туалет. В ходе ревизии выяснилось, что около 10% объектов, расположенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, не являются объектами дорожного сервиса - это рынки, складские помещения, базы, офисные помещения. Около 80% соответствуют нормативным требованиям лишь формально, либо в них вовсе не вписываются.
Новой конфигурации - новый сервис
Совершенно очевидно, что мириться с таким раскладом больше невозможно. Избыточная концентрация объектов придорожного сервиса, их неоптимальное размещение создает не только много неудобств, но и угрожает безопасности автомобильного движения. На федеральных трассах реализуются крупные проекты комплексной реконструкции, после которых дороги превратятся в современные многополосные скоростные шоссе. Между тем во всем мире количество примыканий к скоростным дорогам жестко ограничено в целях безопасности и устранения помех для движения. За рубежом скоростные трассы (expressway) проходят по обособленным путевым конструкциям и отграничены от местности изолирующими ограждениям и экранами, расстояние между последовательными примыканиями составляет 25-30 и более километров. Тем самым создаются условия для высокоскоростного комфортного транзита с изоляцией от пешеходов и местного трафика. Как правило, скоростные трассы являются инструментом организации транзитного движения - международного и межрегионального. Бесспорно, новая конфигурация российской дорожной сети также требует принципиально нового подхода к организации придорожного сервиса.
Поэтому дорожными властями принято решение упорядочить развитие придорожных сервисных услуг и сфокусироваться на развитии многофункциональных сервисных комплексов, разместить их в 50-100 километрах друг от друга. Первые мультифункциональные сервисные центры появятся уже в следующем году. Один из таких объектов возводится на 1264-м километре автодороги М-4 "Дон", инвестором выступает компания "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" - эта структура выиграла конкурс, организованный ГК "Автодор". Комплекс будет построен на участке площадью 3,6 гектара, на котором построят заправку, автосервис, мотель, мойку, парковку, откроют магазин, кафе, павильон розничной торговли. По предварительным оценкам, сроки окупаемости проекта составят около 8 лет. Всего в ближайшие пять лет на М-4 "Дон" планируется построить 43 многофункциональные зоны. Аналогичные проекты реализуются и на автомагистрали М-1 "Беларусь". Компания "ТНК-ВР" строит многофукциональный комплекс на границе России и Беларуси" (448-й км трассы М-1).
Разрабатывается законопроект о присоединении к дорогам общего пользования так называемых "объектов массового тяготения" - в частности, торговых центров. Новация направлена на борьбу с неразум-ной застройкой. Сейчас законодательство в этом плане избыточно демократичное, провоцирующее возникновение градостроительных ошибок, которые надо исправлять, а не тиражировать.
Комфорт доберется в глубинку
Предполагается, что новые сервисные центры обеспечат широкий набор сервисных услуг, гарантируют безопасность автомобилистов, сохранность грузов. Кроме того, они могут стать опорными точками экономического развития окружающих автострады регионов. Государство намерено этому процессу всячески способствовать: не только регулировать процесс, но и готовить площадки под застройку, оказывать содействие при оформлении разрешительной документации.
Параллельное развитие дорожной инфраструктуры и придорожного сервиса позволит реализовать туристический потенциал российских регионов: как в плане развития внутреннего, так и въездного туризма. Тем более, в свете предстоящих в стране глобальных международных мероприятий - зимней Олимпиады в Сочи, Чемпионата мира по футболу, Универсиады. Пока же, например, из-за отсутствия доступных мотелей, кемпингов и качественного сервисного обслуживания на автотрассах Россия выпадает из международной системы караванинга - групповые путешественники на автомобилях в нашу страну заезжают редко.
Разумеется, успех мультисервисных проектов не в последнюю очередь будет зависеть от того, удастся ли привлечь к ним внимание среднего бизнеса. Именно поэтому программа размещения многофункциональных объектов дорожного сервиса разрабатывается "Росавтодором" совместно с объединением предпринимателей "ОПОРА России".
Подмосковные дороги вышли в сеть
Недавно Росавтодор совместно с ФКУ "Центравтомагистраль" (обслуживает сеть автодорог протяженностью 4,8 тыс. км, расположенных в Московской, Владимирской, Калужской, Тульской и Ярославской областях, в том числе ключевые вылетные магистрали) запустили пилотный "Информационно-дорожный портал" для водителей. Размещенная на сайте www.centrdor.ru интерактивная карта подмосковных автодорог интегрирована с информационной базой данных об интенсивности движения и заторах, ремонтных работах, установленных на трассах видеокамерах, АЗС, пунктах питания, магазинах, станциях техобслуживания, мойках, остановках общественного транспорта, метеоусловиях. По запросам пользователей предоставляется подробная информация, включая километраж, телефоны дорожных служб, сроки проведения ремонтных работ и пр. Росавтодор намерен развивать сервис: разрабатывается специальная версия для мобильных устройств. Стоит заметить, что аналогичные службы поддержки пользователей функционируют во многих европейских странах.