В феврале значительная часть населения Магаданской области сделала для себя неприятное открытие: заметно подорожали промышленные и продовольственные товары в местных магазинах.
Причем жителей областного центра этот процесс не затронул, а вот покупателям отдаленных районов не повезло - им в который раз придется раскошелиться. Магаданские предприниматели, обеспечивающие регулярное снабжение населенных пунктов по всей территории области, объяснили повышение увеличением транспортных издержек. С некоторых пор для завоза товара они не могут использовать собственные машины, а вынуждены прибегать к услугам перевозчиков со стороны.
Даже самый неискушенный потребитель вряд ли поверит в историю о том, что весь предпринимательский автопарк разом вышел из строя. Тем не менее дело обстоит именно так, потому что практически все транспортные средства региона - это мощные и "немолодые" иномарки, выезд которых с января 2012 года за административные границы Магадана строго запрещен. Теоретически у владельцев ретроавтомобилей есть выбор. Они могут выправить необходимые документы и уплатить соответствующие налоги, но расходы зачастую превышают миллион рублей, а рыночная цена "железного коня" едва достигает шестисот тысяч. Или ничего не предпринимать, тем самым превратив движимое имущество в обездвиженное. Вот и стоит транспорт предприятия на приколе, а перевозчиков нанимают вне ОЭЗ. Так, по словам одного из местных бизнесменов, аренда машины для завоза продуктов в принадлежащие ему торговые точки Сусуманского района обходится в шестьдесят тысяч рублей за один рейс. Чтобы компенсировать непредвиденные расходы, он был вынужден поднять торговую надбавку с 30 процентов до 45.
Причиной всему - изменения в режиме деятельности особой экономической зоны, границы которой совпадают с административными границами Магадана. С 1999-го - начала создания ОЭЗ - каждый ее резидент имел право ввезти товар без таможенных платежей. В декабре 2011 года президент РФ подписал закон "О внесении изменений в ФЗ "Об особых экономических зонах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Теперь ввезти подакцизные товары в льготном режиме нельзя.
В прошлом году, когда изменения еще не вступили в законную силу, магаданская таможня предлагала владельцам автомобилей, ввезенных ранее по процедуре свободной таможенной зоны, оплатить НДС и полагающийся акциз, чтобы свободно выезжать за пределы особой экономической зоны, но заманчивым предложением никто не воспользовался. Цена вопроса непомерно высока, ведь чем транспортное средство старше и мощнее, тем пошлина, акциз и НДС выше. Магаданская таможня уже возбудила несколько дел об административных правонарушениях по ч.1 ст.16.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (недекларирование).
Нарушителей новых правил стали задерживать в начале января. Тогда когда при вывозе товаров, в том числе и транспортных средств, стали требовать уплатить 100 процентов таможенных платежей. И теперь, если за пределы зоны пыталась выехать неоформленная машина, принадлежащая предпринимателю или предприятию, таможенный орган получал полное право изъять автомобиль. Но этим наказание не ограничивается. Помимо возможной конфискации предусматривается и наложение штрафа в размере от половины до двукратной стоимости объекта правонарушения, то есть санкции измеряются пяти- или шестизначными числами. Отношение к ситуации высказали и областные власти. Губернатор Магаданской области Николай Дудов считает, что режим деятельности ОЭЗ, который завершается через два года, необходимо продлить еще на десять лет и расширить границы на всю территорию области.
Кстати
В первую очередь изменения в законе коснулись машин, сигарет и алкоголя. В связи с этим специалисты прогнозируют, что иномарки, которые до принятия закона доставляли в регион из Японии в количестве более двух тысяч в год, существенно вырастут в цене. То же самое касается и элитных сортов алкоголя, поступающих на Колыму из-за рубежа. Изменения в законе коснутся не только участников ОЭЗ, но и физических лиц, приобретающих товары и автомобили, ввозимые на данную территорию.