Автошколы в целом одобрили новый регламент приема экзаменов
Автошколы обсудили проект административного регламента по приему экзаменов, разработанный ГИБДД. В целом он их устраивает. Но остаются некоторые серьезные моменты, которые требуют доработки.
Напомним, буквально неделю назад "Российская газета" рассказала о готовящемся в недрах ГИБДД проекте нового документа, который должен разъяснить, каким образом будут приниматься экзамены на права. Документ коснется не только сотрудников Госавтоинспекции, но и самих учеников, а также автошкол.
В скором времени рабочий проект регламента будет выложен на сайте МВД. А сейчас автошколы создали группу по работе над этим документом и подготовке своих поправок, которые они предлагают внести.
Напомним, что в проекте регламента есть методика приема экзаменов. Даже две методики, которые касаются приема первого этапа вождения - площадки. Одна рассчитана на обычную и привычную всем площадку, где нужно водить машину по колышкам. Другая - на автоматизированные автодромы.
Предполагается, что у выпускников автошкол отберут право на ошибку во время выполнения обязательных упражнений на площадке. Возможно, количество упражнений будет увеличено. Напомним, что сейчас для успешной сдачи первого этапа практического экзамена кандидат в водители должен выполнить три упражнения из пяти обязательных. При этом, совершив ошибку на одном из упражнений, он может повторить этот элемент. С принятием нового регламента такого шанса у него не будет - его отправят на пересдачу.
Регламент предполагает некоторые преференции для школ с автоматизированными автодромами. Им предложена возможность аккредитации при ГАИ. То есть инспектор приедет в эту автошколу для приема экзамена. Правда, количество упражнений на таком автодроме заметно больше - аж 12. Зато ученик будет сдавать экзамен на той площадке, к которой привык, где каждая выбоинка на асфальте и каждый бордюрный камень знаком до тошноты.
Московская "Гильдия автошкол" провела "круглый стол" с представителями ГИБДД и департамента образования столицы по совершенствованию административного регламента по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений.
Участники "круглого стола" выразили обеспокоенность тем, что в существующем регламенте основной упор делается на методику приема практического экзамена на площадке, тогда как, по статистике, основной причиной ДТП среди начинающих водителей являются ошибки в конкретных дорожных условиях. Молодые московские водители попадают в аварии из-за несоответствия скоростного режима - 28 процентов, несоблюдения очередности проезда - 10 процентов, нарушения правил проезда пешеходных переходов - 9 процентов.
Результатом работы "круглого стола" стало создание рабочей группы экспертов, которые смогут выработать единые конструктивные предложения по регламенту для того, чтобы выпускники автошкол становились полноправными участниками дорожного движения.
Впрочем, отказываться от площадки никто не собирается. Даже автошколы. Именно на ней вырабатываются навыки безопасного вождения. Какие же претензии предъявляют к этому регламенту автошколы? Первая и самая главная - подготовленность инспектора к приему такого экзамена. К сожалению, уровень подготовки самого экзаменатора прописан поверхностно: у него должен быть стаж управления не менее трех лет, а в случае, если он принимает экзамен по категории "D", ему достаточно стажа вождения по категории "С" не менее 3 лет. Об образовании преподователя речи не идет.
В Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения МВД России говорят, что требования к экзаменаторам, а также к другим сотрудникам ГИБДД будут прописаны в отдельном документе. В нем будут определены необходимые требования и к сотрудникам дорожно-патрульной службы, и к сотрудникам инспекции дорожного надзора, а также к экзаменаторам. Но это в далеком будущем.
Пока у ГАИ мало собственных автодромов. Дай бог парочка на регион. А для их строительства требуются финансы. Это довольно дорогой продукт. Надо выкупить некоторую территорию, на ней установить препятствия, которые потребуют отдельного согласования с местным главой архитектуры. Их необходимо согласовать во всех инстанциях, в том числе и в БТИ... Процесс - долгий.
Каким образом ГАИ обходила эти проблемы до сих пор? Заключало договор с автошколой, где такая площадка есть, и там проводила первый этап экзамена. В итоге ученики этой автошколы имели преимущество перед учениками других автошкол. Они знали площадку как свои пять пальцев.
Что предлагается сейчас? ГАИ должна иметь свои площадки. А принимать экзамен на чужих только в том случае, если это автоматизированные автодромы и они получили аккредитацию в ГАИ. В таком случае инспектор выезжает на эту площадку, принимает экзамен, а далее ученику такой автошколы предстоит сдать только "город".
Предполагается, что при развитии автодромов внутренний экзамен в автошколе будет засчитываться как основной. Документы о том, что кандидат в водители сдал теорию и первый этап практического экзамена, будут поступать прямо в ГИБДД. Но это в будущем.
Пока предлагается призвать инспектора на автоматизированные автодромы для приема первых двух экзаменов.
Надо сказать, что помимо системы автодромов, сделанных по корейскому типу, в стране есть и автодромы, на которых автоматизация обеспечена нашими технологиями.
Отсюда вопрос: зачем ГАИ четко прописывать технические требования к автодромам? Эти требования могут оказаться устаревшими, есть огромное количество других способов автоматизации. В общем, регламент должен быть более лоялен к подобным научным изыскам.
Досье "РГ"
В Челябинске есть автодром, который пошел своим путем. Его владельцы заказали спутниковую систему ГЛОНАСС для своих машин. Они четко засняли карту автодрома, обозначив все препятствия. Таким образом, спутник контролирует движение автомобиля по площадке, он же отмечает ошибки, а компьютерная система выносит результат: сдал - не сдал.
Обмануть спутник невозможно. Траектория движения автомобиля заносится в базу с точностью до 3 сантиметров.