Скоростная трасса М-4 "Дон" будет построена до начала Олимпиады-2014
Проведение в России зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году дали импульс к реализации крупных инфраструктурных проектов. К строительству скоростной трассы М-4 "Дон" привлечены иностранные инвесторы, что привело к существенным изменениям в системе менеджмента. Как реализуется этот проект в условиях государственно-частного партнерства, корреспонденту "РБГ" рассказал генеральный директор компании Kapsch TrafficCom Russia Михаэль Вебер.
- Вы выиграли тендер на реконструкцию участка скоростной трассы М-4 "Дон". Как будет развиваться этот проект в условиях ГЧП?
- Совместное предприятие Kapsch TrafficCom Russia и "Мостотреста" подписали долгосрочный операторский контракт с государственной компанией "Автодор" на содержание, ремонт и эксплуатацию на платной основе участка автомобильной дороги М-4 "Дон". Срок действия контракта составляет десять лет и может быть продлен на три года. Речь идет о более чем 400 километрах автотрассы (225 - 633-й километры), разделенных на одиннадцать зон, большую часть которых предполагается эксплуатировать на платной основе. Однако в настоящее время только 55 километров с точки зрения технического оснащения готовы к эксплуатации. На этом участке размещается контрольный диспетчерский пункт по управлению интеллектуальными транспортными системами (ИТС), пункты габаритно-весового контроля для грузового автотранспорта, системы видеонаблюдения с функцией автоматического обнаружения дорожно-транспортных происшествий, различные дорожные знаки, прямой вызов службы экстренной помощи, метеостанции, телефоны аварийного вызова и интернет-мониторинг технического обслуживания транспортных средств и техника для содержания дорог. К 2015 году "Автодор" реконструирует другие участки трассы, после чего они будут переданы Kapsch для монтажа ИТС и дальнейшего обслуживания. В ходе реализации проекта планируется создать около 700 новых рабочих мест. В ближайшее время в Австрию на полугодичную стажировку будет направлена первая группа российских специалистов.
- В чем новшество ИТС, как их использование скажется на обеспечении безопасности дорожного движения и как будет организована оплата проезда водителями?
- Внедрение ИТС поспособствует существенному улучшению безопасности движения. Водители в режиме реального времени будут получать на электронные информационные табло данные о текущей дорожной ситуации: пробках, авариях, объездах из-за ремонтных работ, гололеде и прочем. В случае ДТП система автоматически вызовет медицинскую помощь. Через каждые два километра будут располагаться станции срочного вызова медиков. Это позволит сократить время приезда при необходимости "скорой помощи".
Оплата за проезд на реконструируемых участках будет обеспечиваться на контрольных пунктах со шлагбаумами. В течение ближайших десяти лет будет постоянно улучшаться технологическое обслуживание дороги. Одновременно необходимо принимать новые законы для обеспечения бесперебойного функционирования дорожной инфраструктуры. Пока в России нужны шлагбаумы, чтобы обеспечить оплату проезда водителями. В Австрии, а также в ряде других европейских стран, в США, Австралии все устроено по-другому. Там тоже есть платные дороги, но нет шлагбаумов, которые существенно снижают скорость движения, приводят к пробкам, повышению аварийности. Австрийская служба по финансированию обслуживания автобанов и скоростных дорог (Asfinag), например, имеет право остановить нерадивого водителя и оштрафовать за неуплату проезда.
- Как планируется все организовать у нас?
- В России, как и в других странах мира, для электронной оплаты проезда станут использовать бортовые устройства, которые будут работать так же, как и мобильные телефоны. Их можно пополнить в любое время с помощью электронного платежа. Въезд на платный участок бесплатный, а расчет производится при выезде. Компьютер подсчитает количество пройденных километров и снимет с бортового устройства необходимую сумму денег. Водители должны будут приобрести на диспетчерском пункте или на заправочной станции электронное устройство, данные пробега с которого будут считываться на контрольных пунктах на автотрассе.
Электронная система по сбору оплаты за проезд должна работать быстро и бесперебойно, чтобы отследить водителей, следующих транзитом. Австрию на автомобиле можно пересечь в течение двадцати минут. В России, конечно, таких проблем не существует. Австрийцам потребовалось 16 лет, чтобы перейти на электронную систему по сбору платы за проезд без использования шлагбаумов, Чехии - девять лет, Польше только три года. Причиной, по которой процесс занял столько времени, в основном является обсуждение юридических вопросов.
- Какие проблемы возникают в России?
- Строительство скоростных дорог в России регулируется предписаниями, которые давно уже устарели. В немецких стандартах значительно меньше ограничений, автобаны строятся быстрее и с меньшими затратами. Главное, что у россиян присутствует политическая воля, чтобы изменить ситуацию к лучшему, задействовать механизмы ГЧП. Однако пока еще остаются проблемы с соблюдением сроков и деталей договоров. Всегда находятся оправдания невыполнения взятых на себя обязательств. Большой проблемой является обменный курс рубля, потому что мы предлагаем высокотехнологичную продукцию в пересчете на евро. Из-за курсовой разницы, влияющей на ценообразование, трудно прогнозировать работу в России в долгосрочной перспективе. Сложным и длительным является процесс сертификации изделий. Понадобилось около двух лет, чтобы сертифицировать нашу продукцию в России. В конечном итоге все эти проблемы можно решить. Принципиально важно, что мы подготовили почву для работы на российском рынке, наладили сотрудничество со стабильным партнером, имеющим достаточные финансовые и людские ресурсы.
- Велика ли конкуренция в этом секторе в России?
- Конкуренция в высокотехнологичном секторе для обеспечения безопасности дорожного движения очень серьезная. По сути механизм действия электронных устройств одинаков. По всей вероятности, в России в этом секторе утвердятся несколько фирм.
- Сможет ли Россия улучшить дорожную инфраструктуру в сжатые сроки к проведению Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году?
- В этом у меня нет сомнения. Трасса М-4 "Дон" готовится к Олимпиаде. Несомненно, это будет одна из наиболее загруженных магистралей. Все должно быть готово к 2014 году. Программа госкомпании "Автодор" предусматривает реализацию до 2014 года от десяти до тринадцати подобных проектов. Мы планируем принять участие в некоторых из них. Конечно, все будет решаться на конкурсной основе. Подготовка к работе по конкретному направлению занимает около десяти месяцев. Только по трассе М-4 "Дон" мы получили около одной тысячи страниц документов технической спецификации. Все документы нужно перевести на немецкий или английский языки и детально изучить для выработки последующих рекомендаций.
- Каковы перспективы привлечения российской стороной иностранных инвестиций в дорожное строительство и в создание современной городской транспортной инфраструктуры?
- В России этот рынок динамично развивается. Реализация проектов в рамках ГЧП позволит привлечь иностранный капитал и новые технологии. Кроме того, способствует развитию бизнеса политическая стабильность. Частые смены профильного руководства, как это происходит в других странах, например в Болгарии или в Украине, негативно сказываются на развитии диалога на экспертном уровне.
- По вашему мнению, платные автодороги станут для России таким же привычным явлением, как в Европе?
- Пока в экспериментальном порядке электронную систему оплаты введут на дороге М-4 "Дон". Затем этот опыт будет тиражироваться по всей России. Специальные бортовые устройства для оплаты проезда станут едиными для всех платных дорог. Их можно будет использовать и при движении по скоростной трассе Москва - Санкт-Петербург, строительство которой еще только начинается. Государство будет определять технические стандарты, устанавливать тарифы. Конечно, они должны быть разумными и подъемными для населения. При определении платы за проезд должны учитываться многие условия, в том числе и такие, как средний уровень заработной платы, социальная обстановка. В Чехии, например, стоимость проезда одного километра платной дороги составляет около 22 центов, в Польше - 14, а в Австрии - 38 центов. По социально-экономическим причинам государство не сможет возместить все расходы на строительство дорожной инфраструктуры. Однако по крайней мере оно может получить средства на содержание дорог.