Сергей Байдаков: В Москве велосипеды не смогут заменить машины

Жить в центре Москвы неудобно. И магазины дорогущие, и дворы забиты машинами, и мошенники всех мастей тянутся поближе к Тверской да Новому Арбату.

А все равно, как показал недавний опрос, каждый, у кого хватает денег на квартиру от 10 тысяч долларов за квадрат и выше, стремится купить ее именно в центре. "Может ли власть за такие сумасшедшие деньги обеспечить жителям хоть минимальный комфорт?" - пытались выяснить на "деловом завтраке" в "РГ" журналисты у префекта Центрального административного округа Сергея Байдакова.

Машинам на тротуаре не место

Российская газета: Сергей Львович, недавно на заседании правительства Москвы представитель одной из турфирм рассказала, что иностранцы в шоке от машин, которые у нас в центре стоят прямо на тротуарах. Но ведь это делается с ведома властей.

Сергей Байдаков: По программе организации локальных мероприятий часть парковок организовали только на широких тротуарах, куда транспорт можно убрать с проезжей части без ущерба для пешеходов. Но есть узкие тротуары, где никто никогда не разрешал стоять, а машины стоят. Будем убирать. И прежде всего с "горящих" адресов по просьбам жителей на Бульварном кольце, Поварской улице, где тротуары с пониженным бортом и автомобили заезжают прямо на них. Поставим там ограждающие столбики.

РГ: Давно ли чиновники срезали столбики и цепочки возле ресторанов и офисов? А теперь сами хотите устанавливать.

Байдаков: Не путайте разные вещи. ГИБДД, ОАТИ, префектура убирали ограждения с уличной дорожной сети, часть которой пытались присвоить коммерческие структуры возле своих зданий. Или некоторые предприимчивые жильцы во дворах, где парковочные места должны быть общедоступными.

Непозволительно, чтобы кто-то решил вдруг зарезервировать их себе навсегда. У нас цель другая - защитить пешеходов. Возле школ, в местах массового прохода детей установим дополнительно "лежачих полицейских". Где именно - предложения на этот счет рассматривает специальная комиссия правительства Москвы, а программа по защите тротуаров согласована с департаментом транспорта.

РГ: В ЦАО одно время во дворах устанавливали шлагбаумы, чтобы защититься от чужих. Правда ли, что теперь их запретили?

Байдаков: Эта работа продолжается, если жители готовы оплачивать дежурного для круглосуточного доступа полиции, пожарных и "скорой помощи". Это вынужденная мера - ведь во дворах пытаются парковаться и сотрудники офисов, и все, кто приезжает в центр, а потому ряд дворов находится просто в ужасном состоянии.

Вторая машина - забота хозяина

РГ: Очевидно, что никакие шлагбаумы не могут остановить наплыва транспорта. Не зря же все чаще звучит предложение сделать въезд в центр города платным.

Байдаков: Платы за въезд не планируется. А разбираться с транспортом все-таки придется. Его две категории: тех, кто постоянно проживает на территории ЦАО, и тех, кто едет сюда на работу или по делам. Постоянно проживающих у нас сейчас где-то 750 тысяч человек. Значит, исходя из норматива один автомобиль на семью, мы должны обеспечить парковок на 250 тысяч машино-мест. Половина уже есть, хотя еще в начале 2000-х было всего 30-32%.

Там, где жители согласны, продолжаем строить "Народные гаражи". Например, завершена стройка на улице Краснопрудной, 3/5, в декабре сдадим по адресу: Пантелеевская, 2. В общей сложности к концу года добавится еще 9,5 тысячи машино-мест.

РГ: Но для половины жителей парковок все равно не хватает...

Байдаков: Во дворах есть автостоянки - они предназначены как раз для жителей - 8 тысяч оборудовали в дополнительных парковочных карманах. Чтобы таких мест было больше, избавляемся от ракушек.

РГ: А если в семье две машины или даже больше, что в Москве не редкость?

Байдаков: Это проблема самой семьи. Пусть гараж дополнительный покупают или платную парковку арендуют.

РГ: А тем, кто приезжает в центр на работу, что делать? Куда ставить машину? Ведь с 1 июля за парковку там, где не положено, будут штрафовать, и недешево: на 3 тысячи рублей. А с 1 октября парковка на улицах Петровка, Каретный ряд и Театральной площади будет вообще платной.

Байдаков: Придется искать свободное место на имеющихся парковках - в этом поможет информационная система, созданием которой сейчас занимается департамент транспорта. Или пересаживаться на общественный транспорт.

Но хотел бы напомнить, что проблема центра - это проблема всего города, 2,5 млн жителей которого едут на работу именно к нам. Если появятся рабочие места по месту жительства, москвичам нет нужды ежедневно ехать в центр. Между прочим, каждый бизнес-центр площадью 20 тыс. кв. м прибавляет 5-6 тыс. рабочих мест.

РГ:  Но правительство Москвы останавливало строительство офисов в центре.

Байдаков: Да, и благодаря этому 1 млн кв. метров офисных площадей не построят. Вместо них могут появиться дополнительные гаражи. Например, вместо офисного здания на Большой Грузинской, 9, запланирован многоярусный гараж. На площади Павелецкого вокзала инвестору поставили условие - скорректировать проект и, сократив на 50% коммерческие площади, увеличить паркинг с 950 до 1230 машино-мест.

РГ: А что ждет офисный центр в Оружейном переулке, скелет которого стоит давно замороженным?

Байдаков: Его достроят. Такое решение принял мэр потому, что проект в свое время прошел экспертизу, инвесторы внесли городу все платежи. В действиях власти должна сохраняться последовательность. К тому же в этом центре предусмотрен большой подземный паркинг, полностью обеспечивающий его потребности.

Куда убежало "Молоко"

РГ: С 90-х годов жители центра испытывают дефицит доступных продуктовых магазинов. А недавно опять закрыли замечательный магазин "Молоко" на Большой Дмитровке. Почему?

Байдаков: Никто, кроме владельца, закрыть магазин не может. Закрывают, как правило, по одной причине: не выдерживают размеров арендной платы. Например, в районе Тверской, в Гнездниковском переулке мы работали с собственником до 2010 года. И все равно не смогли удержать: трудно торговать дешевыми продуктами на дорогих площадях.

Но мы все-таки стараемся поддерживать социальные магазины. Сейчас их в округе 404, 106 из них обеспечивают малообеспеченных москвичей товарами 35 наименований из потребительской корзины. Они стоят на 10-15% дешевле, чем в среднем по городу. Кроме того, существует система льгот и скидок для всех обладателей социальной карты москвича - пенсионеров, инвалидов, многодетных семей. В прошлом году эта сеть увеличилась на 24 магазина, в этом - откроем еще столько же в шаговой доступности от жилья. Размещаем их на площадях, принадлежащих городу, но все равно через торги - иначе закон не позволяет.

Помогает и мелкая розница. Что именно продавать в них - хлеб, мясо-молоко или фрукты-овощи, - советуемся с жителями близлежащих домов и только после этого выдаем разрешения.

РГ: Палатки нового образца стоят уже во всем центре Москвы?

Байдаков: Основная часть будет заменена до 1 июля, по итогам последних торгов модули обновят до 1 сентября. Продлен срок только для киосков, торгующих печатью.

О фасадах, садиках и велодорожках

РГ: Правительство города беспокоит, что центр стареет. В нем остаются чиновники, писатели и академики.

Байдаков: Только за последние 5 лет число жителей округа выросло на 30 тысяч. И за счет рождаемости, и потому, что жилье строили как коммерческое, так и социальное.

РГ: А как у вас с детскими садиками?

Байдаков: Очереди больше нет. Десятка полтора семей лишь ждут места в конкретном дошкольном образовательном учреждении.

РГ: А фасады домов на Садовом кольце привели в порядок, как обещали?

Байдаков: 70 домов отремонтировали еще в прошлом году, 310 сделаем в этом до 1 ноября. И не только по Садовому кольцу, но и по другим основным магистралям. Список из 57 улиц, которые формируют внешний облик центра Москвы, подготовлен вместе с Москомархитектурой. Затем займемся комплексным ремонтом.

РГ: ЦАО первым попробовал приводить жилье в порядок на условиях софинансирования с жителями. Есть отклик у москвичей?

Байдаков: Скажу, что программа полностью себя оправдала. В ней приняли участие жители уже 43 домов, в этом году поданы заявки еще от 100. Будем ремонтировать и утеплять фасады, заменять системы холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления и чинить кровли. Работы много. Одних домов с деревянными перекрытиями более 2,5 тысячи.

РГ: В этом году департамент транспорта обещал проложить на набережных Москвы-реки первые велодорожки. Как вы к этому относитесь?

Байдаков: В спорткомплексе "Лужники", парке Горького они уже есть. Там просто рай для катающихся. Но если вы меня спрашиваете, вижу ли я велосипед в условиях Москвы как транспортное средство, то скажу, что не вижу. Для отдыха, развлечения, физической нагрузки - прекрасное средство. Но ни машину, ни автобус велосипед в условиях нашего города не заменит.

Цифра

30 тыс. человек - на столько выросло население ЦАО за последние пять лет.