На ближайшие два года в стране - переходный период. Хотят того граждане или нет, но всем предстоит освоить, в общем-то, несложную схему дистанционного (заочного) общения с чиновниками посредством виртуальных офисов (они же - экраны компьютеров, инфоматов и мобильных устройств). Тверской корреспондент "РГ" попытался выяснить, что поджидает граждан на этом пути.
"Бесконтактный" метод
Строго говоря, "электронное правительство" существует в стране не первый год. Во многих регионах созданы многофункциональные центры ("точки доступа" к услугам в электронном виде, работающие по принципу "одного окна": сотрудник МФЦ принимает от заявителя заказ на услугу и делает выписки из документов личного хранения). Также работает объединенный портал госуслуг (иначе - сайт, где этот сервис можно заказать). К примеру, в 2011 году, по данным Федеральной миграционной службы, более половины загранпаспортов граждане получили как раз с помощью этого портала.
Но с первого июля 2012-го, когда вступили в силу положения пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", изменились сами принципы отношений "электронного министерства" и гражданина. Во-первых, сбор справок, необходимых, к примеру, для начисления пособия на ребенка, государство переложило на плечи чиновников. И если раньше гражданину могли отказать в пособии лишь на том основании, что он не принес, скажем, справку о рождении сына, то теперь ведомства, получившие соответствующий запрос, обязаны самостоятельно найти информацию в нужном "отделе" "электронного правительства". Иными словами, органы власти обращаются к коллегам из других госструктур.
Во-вторых, начиная с этой даты, общение с чиновниками через Интернет (без долгих ожиданий в приемных) стало нормой жизни. Понятно, что при таком раскладе ни о вымогательстве взяток за услуги, ни о волоките даже речи быть не может. Чиновники поставлены в жесткие рамки: у них есть пять дней на поиск нужной справки, и не больше. Хотя и личного общения никто, разумеется, не отменял: хочет гражданин стоять в "живой" очереди - пожалуйста. В любом случае недостающие документы для оказания услуги представители власти должны собирать сами с помощью электронной системы межведомственного взаимодействия.
- Как и многие другие регионы, Тверская область провела серьезную подготовительную работу, - считает начальник Главного управления информационных технологий и связи региона Алексей Важнов. - Требовалось наладить взаимодействие ведомств, покрыть территорию сетью связи и создать информационные системы органов госвласти. С декабря 2011 года идет внедрение комплексной информационной системы "Государственные услуги Тверской области" - это собственный проект региона, обеспечивающий взаимодействие с федеральными структурами. Введены 13 первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде. За этой цифрой стоят сотни вариантов оказания подобных услуг и направлений межведомственного сотрудничества.
Вместе с тем тверские чиновники признают: для полноценного функционирования "электронного правительства" предстоит сделать очень многое. Например, повсеместно обеспечить широкополосный доступ в Интернет. И, безусловно, нужно испытать систему на практике, чтобы выявить узкие места.
Ликбез для новичков
Установленный в Твери инфомат - устройство для доступа к Единому порталу государственных и муниципальных услуг - пока единственный в регионе публичный робот, обеспечивающий обращение граждан к чиновникам за справками, загранпаспортами, выписками и другими документами.
Эта машина вызвала живой интерес у жителей города. Так, в июне Удостоверяющий центр "Ростелекома" выдал 271 код активации (идентификаторы для доступа в личный кабинет), то есть именно столько людей зарегистрировалось на портале gosuslugi.ru.
Воспользоваться инфоматом может любой, но на данном этапе он рассчитан прежде всего на тех, кто, как говорят программисты, "плохо дружит с компьютером" и кому при обращении к виртуальным чиновникам необходима помощь специалиста. Альтернативный способ заказать госуслугу - войти на единый портал через любой подключенный к Интернету компьютер, планшет или мобильный телефон (для этих вариантов разработаны специальные приложения). Или воспользоваться возможностями МФЦ.
Прежде чем заказать госуслугу, гражданину необходимо, как уже сказано, получить код активации, зарегистрировавшись на портале. Эта процедура, в принципе, не сложнее той, что проделывает желающий иметь учетную запись в социальных сетях. Если же затруднения все-таки возникнут, прийти на помощь готовы сотрудники офиса.
После регистрации клиенту нужно пройти в Удостоверяющий центр. Проверив паспорт и пенсионное свидетельство, оператор выдает личный код. Альтернативный и более долгий способ - получить его заказным письмом по почте. Учетная запись в "электронном правительстве", по сути, становится еще одним документом личного хранения. Чиновники предупреждают: сообщать этот код нельзя никогда и никому.
Интерфейс основного экрана инфомата практически идентичен тому, что заказчик увидит на мониторе домашнего компьютера, если зайдет на портал госуслуг (небольшие отличия - в расположении кнопок). Там сведены все те функции, которые уже доступны в электронном виде. Список услуг будет постоянно пополняться. Экран у инфомата сенсорный, но можно воспользоваться и обычной клавиатурой. Гражданину нужно выбрать уровень правительства (федеральный, региональный, муниципальный), ведомство и собственно услугу, которую требуется получить. И далее - следовать указаниям на экране.
В случае необходимости специальной кнопкой можно вызвать помощницу - миловидную сотрудницу службы поддержки клиентов, лицо которой появляется на малом экране инфомата. Перед глазами девушки - та же картинка, какую видит на мониторе пользователь, и по громкой связи она готова подсказать, что и как делать. При этом, если есть необходимость сообщить конфиденциальную информацию, можно воспользоваться телефонной трубкой.
На страничках портала любой гражданин легко найдет информацию об услугах, узнает, кто их предоставляет, а также увидит список документов личного хранения (например, паспорт, военный билет, водительские права, диплом), которые может понадобиться предоставить. Остальные данные при необходимости должны найти чиновники. Собственно, это все, гражданину обязаны оказать запрошенную услугу в законный срок.
Кстати, документ (например, чек оплаты штрафа ГИБДД) можно распечатать прямо на инфомате - там есть встроенный принтер. Можно и отсканировать нужную "бумажку", приложив ее к сенсорному экрану. Предусмотрена даже касса для оплаты, например, штрафов и платных госуслуг, но пока она неактивна, поскольку не решен вопрос с инкассацией инфомата. Также устройством можно пользоваться как информатором - например, чтобы узнать состояние своего пенсионного счета или выяснить, какие документы необходимы для вступления в наследство.
Поколение онлайн
В то время как корреспондент "РГ" только готовился тестировать инфомат, бухгалтер одной из тверских фирм Анастасия уже успела воспользоваться услугой.
- Мне нужно получить новый загранпаспорт, - поясняет она. - Вот и пришлось обратиться к последним достижениям века информатизации. На первый взгляд, все удобно и быстро, тем более что Интернет для меня не пустой звук. Правда, заказывать услугу с домашнего компьютера не решилась: вдруг не разберусь самостоятельно. Но все получилось! Главное, чтобы теперь паспорт поскорее сделали. А заказывать услуги таким способом мне понравилось. Никаких очередей, никакой нервотрепки.
Следующим шагом в развитии инфраструктуры доступа к сервисам "электронного правительства" станет установка инфоматов на территории всего ЦФО. Сейчас аналогичные устройства появились на уличных остановках Тамбова, где их тестируют на климато- и "вандалоустойчивость".
- Согласно данным ООН, Россия занимает 27 место в мире по уровню развития "электронного правительства", а два года назад было 59-е. Надеюсь, в скором времени мы выйдем на передовые позиции, - отмечает начальник управления развития проекта "Информационное общество" тверского филиала "Ростелекома" Алексей Иванов, который помогал корреспонденту "РГ" опробовать инфомат. - У молодежи проблем с освоением новых технологий обычно не возникает, а для людей старшего поколения мы уже с 2010 года проводим бесплатные обучающие курсы. За прошедшее время их окончили 180 пенсионеров.