02.08.2012 00:22
Рубрика: Дороги

Имидж подлатают

Власти обещают за пять лет модернизировать дорожно-транспортную инфраструктуру Екатеринбурга
Проект областной целевой программы (ОЦП) "Столица" передан на рассмотрение в правительство региона. В ближайшее время будут определены ведомства, ответственные за ее реализацию.

Надо отметить, что "Столица" стала одной из первых программ, инициированных новым губернатором Свердловской области. Еще будучи полпредом президента в УрФО, он мог лично ознакомиться с большинством уличных проблем Екатеринбурга.

Несколько лет назад город прогремел на всю Россию как Грязе­бург - меткое прозвище дали авторы сатирического журнала "Фитиль", снявшие сюжет о местной дорожной распутице. В нынешнем году зима выдалась малоснежная, метровых сугробов вдоль обочин не наблюдалось. Зато, как говорят специалисты, глубина промерзания грунта местами достигала четырех метров вместо среднестатистических 1,5. Из-за резких скачков температуры талая вода, скопившаяся в неровностях, ночью превращалась в настоящую "бомбу" и разрывала куски асфальта. Как результат - мы опять в лидерах антирейтинга, но теперь уже по состоянию дорожного полотна. Согласно данным портала "РосЯма", Екатеринбург занимает третье место в России по количеству дорожных дефектов - 871, из них исправленных всего 184. Опережают Урал лишь Москва (2181 яма) и Санкт-Петербург (1801).

В этот раз народное недовольство вылилось не на экраны телевизоров, а прямо на проезжую часть: за ночь уличные художники нарисовали на центральных улицах портреты высокопоставленных чиновников. Причем вместо рта у них красовались дорожные трещины и канализационные люки, а рядом стояли цитаты из публичных выступлений. В администрации Екатеринбурга сказали, что шутку оценили, но считают ее незаконной, потому подлежащей уничтожению.

Вдвойне обидно, что многие ямы расположены на улицах, отремонтированных всего два года назад за счет федерального бюджета. В 2010-м Екатеринбург получил 1,3 миллиарда рублей. На них удалось отремонтировать почти 10 процентов улично-дорожной сети. Деньги поступили в сентябре, поэтому работы пришлось вести аврально. Как признал позже Евгений Липович, заместитель главы города по благоустройству, транспорту и экологии, замечания были практически по всем объектам. В основном они касались установки люков и неаккуратной обработки поверхностей, стыковки полос.

Пользователи портала e1 нашли еще ряд существенных дефектов, как то: недостаточная толщина нижних слоев дорожной одежды и земельного полотна, несоблюдение интервалов между пропиткой битумом и укладкой асфальтобетонной смеси, отсутствие проливки, что заметно по  волнам поперек дороги в местах частого торможения транспорта. "И не надо на погоду кивать, в расчете дорожной одежды учитываются те климатические условия, которые бывают раз в 50 лет. В конце концов, есть инновационные материалы, позволяющие нейтрализовать многие погодные сюрпризы", - рассуждают блогеры.

Инновационные материалы при строительстве и реконструкции дорог используются в Екатеринбурге с 2009 года, просто мало кто из горожан об этом знает, уверяет Тамара Благодаткова, председатель комитета по благоустройству. В частности, применяются износостойкие присадки для асфальтобетона, комплексные модификаторы, с которыми можно вести ремонт до поздней осени, щебеночно-мастичная смесь, позволяющая избежать образования трещин и колеи. С использованием подобных материалов выполнены, к примеру, участки на улицах Щербакова, Союзной и 8 Марта, подъезд к аэропорту. Укладка геосетки тоже осуществляется, но это не всегда целесообразно в городских условиях, где на дорогах много инженерных колодцев.

Другой вопрос, что не все сверхновые материалы проходят "сито" нормативной базы.

- Необходимо создать рабочую группу и предложить правительству области пересмотреть нормативы содержания автодорог регионального и муниципального значения. Сегодня улично-дорожная сеть (УДС) населенных пунктов, что малых, что крупных, находится как бы в безвоздушном пространстве. Говорить о новых технологиях ремонта в таких условиях сложно, - замечает эксперт.

Александр Сидоренко, министр транспорта и связи Свердловской области, согласен, что этот документ нужно дорабатывать. Но все же полагает, что сам по себе норматив содержания дорог всех проблем не решит.

- Есть механизм, позволяющий ускорить внедрение инноваций даже при существующей нормативной базе. Бизнес сам должен быть заинтересован в разработке стандартов на производство новых продуктов и технологий. Мы на уровне региона уже формировали перечень инновационных технологий для дорожного хозяйства, там достаточно много интересных предложений. Думаю, необходимо вместе с Управлением автодорог по Свердловской области и администрацией Екатеринбурга еще раз актуализировать этот документ. Тогда к следующему ремонтному сезону сможем подойти серьезно, - заметил Сидоренко.

Эти, а также другие дорожные проблемы Екатеринбурга и призвана решить областная целевая программа (ОЦП) "Столица". В ней пять приоритетных направлений: развитие улично-дорожной сети, комплексное благоустройство территории, повышение безопасности городской среды, улучшение экологии. С 2013 по 2017 годы предполагается построить более 18 тысяч метров УДС, возвести три многоуровневые развязки и один путепровод, реконструировать четыре моста, массово обновить парк общественного транспорта.

В областном бюджете на эти цели предусмотрено свыше миллиарда рублей, в частности 600 миллионов уйдет на покупку коммунальной техники, что  позволит увеличить количество улиц, которые убираются ежедневно. Еще 400 миллионов регион выделит на строительство развязок и ремонт основных магистралей. Благодаря дополнительному финансированию в 2012 году город сможет реконструировать порядка 800 тысяч квадратных метров дорог - 7-8 процентов от общей площади УДС. Также будут проведены мероприятия по улучшению пропускной способности сети за счет ремонта трамвайных переездов, оборудованию дополнительных полос перед перекрестками, установке новых светофоров.

- Ближайшие перспективы региона неразрывно связаны с подготовкой Екатеринбурга к меро­приятиям мирового масштаба - играм чемпионата мира по футболу 2018 года и Всемирной выставке ЭКСПО-2020. Назрела необходимость перераспределить транспортные потоки внутри города, - считает глава Среднего Урала Евгений Куйвашев.

По предварительным расчетам, на совершенствование УДС Екатеринбургу необходимо около 20,4 миллиарда рублей, на строительство второй линии метрополитена - 32,6 миллиарда. Для регионального и муниципального бюджетов это неподъемная нагрузка. Поэтому область намерена войти со "Столицей" в федеральные целевые программы и получить дополнительные инвестиции.

Основное внимание будет уделено развитию транспортного каркаса города. Среди первоочередных проектов  -  строительство развязок Базовый-Сибирский тракт - Комсомольская, Московская-Объездная, Амундсена-Объездная, Московская-Щорса, а также продление проспекта Ленина в сторону микрорайона ВИЗ-Правобережный, где разместится экспо-парк.

Одним из самых крупных объектов, который уже получил поддержку региональной казны, стала развязка на пересечении улицы Московской и ЕКАД. Путе­провод длиной 5,6 километра обойдется в 1,06 миллиарда рублей. В этом году 150 миллионов направят на перенос инженерных коммуникаций и отсыпку съездов с будущей эстакады. Планируется, что развязку сдадут в эксплуатацию уже в середине 2014 года.

Другой узел - у концерна "Калина" - собираются "развязать" в течение 3 лет. Это самый сложный объект и самый затратный - около 7 миллиардов рублей.

Не менее знаковым станет возведение развязки, примыкающей к автомобильной трассе М-5 "Урал". За счет этого за пределы города удастся вывести до 20 процентов транзитного транспортного потока. Проект Южного полукольца обхода Екатеринбурга регион будет реализовывать совместно с "Рос­автодором" - соответствующее соглашение заключили на "Иннопроме" Евгений Куйвашев и председатель правления госкомпании Сергей Кельбах. Чтобы войти в федеральную целевую программу, региону требуется подготовить к концу года проектно-сметную документацию.

прямая речь

Аркадий Чернецкий, член Совета Федерации от Свердловской области:

- Частный инвестор в эту сферу не идет. Если денежные вливания области будут носить постоянный характер и увеличиваться в объемах, Екатеринбург за короткое время получит хорошие дороги. Ранее развитие УДС велось, как правило, за счет городской казны.

Вадим Дубичев, советник губернатора Свердловской области:

- Необходимость отдельной программы назрела давно. Во-первых, Екатеринбург - это  лицо Урала. По тому, как выглядит областной центр, потенциальные инвесторы принимают решение, стоит здесь развивать бизнес или нет. Во-вторых, Екатеринбург - точка роста области. Он как локомотив, который тянет за собой весь состав.

а как у соседей?

В Нижнем Тагиле, втором по величине городе Свердловской области, нормальный асфальт можно встретить лишь в центре, ближе к окраинам начинаются яма на яме, и скорость транспорта падает до 15 километров в час. Интересно, что такую картину можно наблюдать прямо напротив заводоуправления одного из промышленных гигантов. Изменится ли что-то для тагильчан в ближайшее время, сказать трудно. Во всяком случае, Евгений Куйвашев на конференции "Дороги Урала" четко дал понять представителям местной администрации, что на субсидии из областного бюджета они смогут претендовать не раньше, чем закончится политическая борьба за кресло мэра. "Под чью ответственность я должен деньги давать?" - жестко озвучил свою позицию глава региона.

Объемы финансирования объектов улично-дорожного хозяйства в Челябинской области в 2011 году составили 13,2 миллиарда рублей. Из них 4,5 миллиарда пошло на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание региональных автомагистралей, а 8,7 миллиарда - на строительство и ремонт муниципальных. В Челябинске удалось отремонтировать 1156,8 тысячи квадратных метров дорог. Однако качество не всегда соответствовало размаху работ: иногда возникало ощущение, что строители попросту не справляются с объемами. Бурное таяние снега и дожди в ряде случаев выявили недостаточную эффективность ливневой канализации и водоотводов. В этом смысле сокращение финансирования в 2012 году выглядит благом: оно позволит строителям не "гнать план", а властям -  тщательно контролировать качество объектов.