13.08.2012 17:34
Рубрика: Дороги

Пролет над Волгой

Ремонт мостов в Костроме и Твери повлияет на транспортную доступность северных регионов страны
Ремонт моста через Волгу в Костроме перенесен на следующий год, а в Твери к работам уже приступили. Корреспонденты "РГ" выяснили детали проектов обновления крупных волжских переправ, которые затрагивают интересы сразу нескольких регионов.

Тверь

Капремонт самого молодого (построен лишь в 1981 году), самого протяженного (около двух километров вместе с проходами) и самого широкого (29 метров) из тверских мостов - Восточного - начался 9 июля. В этот день подрядчик перекрыл движение автотранспорта по одной из его сторон и на подъездах сразу образовались гигантские пробки. Кроме того, это сильно увеличило нагрузку на три других тверских моста. Но выхода у властей не было: объект был признан предаварийным еще в конце прошлого века. Тогда же здесь запретили движение большегрузов и трамваев. То, что центральный пролет провис, заметно даже невооруженным глазом.

Этот мост построен по так называемой "шашлычной" технологии: на связки стальных канатов нанизывали 60-тонные бетонные блоки. В СССР было около 60 таких переправ и у всех впоследствии обнаружили одни и те же дефекты: между блоками стали появляться трещины. В Вологодской области аналогичное сооружение в итоге просто обрушилось, а "родной брат" Восточного моста Твери - Кимрский, переживший те же проблемы, несколько лет назад был реконструирован и сейчас является подлинным украшением древнего провинциального городка Кимры, его своеобразной визитной карточкой.

А вот Восточному мосту Твери повезло меньше - для его реконструкции требуется не менее четырех миллиардов рублей. Все прошедшее десятилетие горожан "кормили" обещаниями на этот счет, причем звучали они из уст уже двух предыдущих тверских губернаторов и нескольких мэров. Однако деньги при этом не выделяли даже на проектно-сметную документацию. Оно и понятно: по проекту реконструкции от 2009 года, чтобы дать объекту "вторую жизнь", требовалось "влить" в него практически годовой бюджет областного центра.

В итоге все сошлись на том, что реконструкция не по карману и мост надо капитально ремонтировать. Из федерального бюджета выделили кредит в 30 миллионов рублей, который истратили на разработку проекта ремонта и его экспертизу. Остальные 670 миллионов - собственно на капремонт - нашли в региональном и городском бюджетах. В ходе ремонта усилят пролетные конструкции и стыки моста, заменят ограждения. Также будут проведены капремонт судоходной сигнализации и реконструкция лестниц.

Правда, этот процесс шел спокойно до тех пор, пока общественности не стало известно имя генерального подрядчика стройки. Торги на освоение сотен миллионов бюджетных рублей выиграла фирма, прославившаяся махинациями с госконтрактами. Согласно официальной информации Генпрокуратуры, в свое время ее руководители вымогали у конкурентов миллионы рублей за отказ от участия в торгах и в итоге получили реальные (условные) сроки наказания.

Тверской мост построен по так называемой "шашлычной" технологии: на связки стальных канатов нанизывали 60-тонные бетонные блоки

Тверские власти - и региональные, и муниципальные - разводят руками: все сделано по закону. Электронные торги, объяснили корреспонденту "РГ" в администрации Твери, проходят таким образом, что участники не видят друг друга, у них даже разные интерфейсы экрана. Кроме того, министр транспорта Тверской области Андрей Суязов отметил на одной из встреч с журналистами, что "в контракте, который заключен с подрядной организацией, не предусмотрено никакого авансирования, то есть оплата работ будет проводиться по факту их выполнения".
Как бы то ни было, капремонт моста начался. Через 18 месяцев, по условиям контракта, объект должен быть сдан в эксплуатацию. Этого события ждут не только в Твери. Через Восточный лежит кратчайшая дорога из Москвы в Вологду и далее на Русский Север.

Кострома

Ремонт костромского моста начнут в конце марта - начале апреля следующего года, едва сойдет снег. К этому времени необходимо провести все обследования, составить сметы, закупить материалы и выбрать подрядчиков. Закончить ремонт обещают уже к июню-июлю 2013-го. Об этом сообщила замгубернатора Наталия Подкопаева. А конкурсы пройдут в текущем году, как только будут готовы сметы, обещает сити-менеджер Костромы Виктор Емец.

Ранее ремонт был запланирован на нынешнее лето. Однако специалисты, детально изучившие ситуацию, рекомендовали использовать более современную технологию, а мост дополнительно проверить на предмет выявления дефектов, чтобы устранять все скопом. Обследование, в частности, показало, что не лишним будет инжектирование всех трещин и стыков, которые удерживаются при помощи клея. На момент строительства такой способ скрепления, предложенный одним из местных предприятий, был последним словом техники в этой сфере. Сейчас состояние стыков удовлетворительное. Но лучше все закончить разом и в ближайшее время к этому не возвращаться, считает Виктор Емец. Между тем на ремонт стыков потребуется 60 миллионов рублей в дополнение к 78 миллионам, предусмотренным на ремонт в областном бюджете на 2012 год.

Новая технология, по которой решили ремонтировать мост, давно апробирована в Европе, включая Скандинавию, где климат сравним с регионом. В этом году ее применили также в подмосковном городе Электростали. Специалисты из Костромы выезжали туда, чтобы увидеть все на месте, и остались довольны. Ремонт по классической технологии занял бы до трех лет, и все это время одна из полос для движения по мосту должна оставаться перекрытой. Новый метод позволяет уложиться в два-три месяца. В частности, используемый при этом литой асфальтобетон защитит покрытие моста и металлоконструкции от воды, пескосоляной смеси и различных химических элементов и снижает нагрузку на сооружение до 70 килограммов на квадратный метр.

Ремонт костромской переправы мог занять до трех лет, а новый метод позволяет уложиться в пару месяцев

- Если технология нам понравится, будем ее применять и при ремонте других автотрасс, - говорит Виктор Емец. - Литой асфальтобетон с применением прорезиненных компонентов, используемый в качестве покрытия, не так пропускает влагу. А ведь из-за нее в условиях наших зим с переменчивой погодой быстро разрушаются дороги: просочившаяся через трещины талая вода, замерзая, разрывает асфальт.

Мост через Волгу в Костроме активно используют не только костромичи, но и водители, следующие через город в направлении Кирова. Именно транзитный транспорт становится одной из причин постоянных пробок на мосту и примыкающих улицах.

О необходимости строительства объездной дороги и второго моста говорят уже не один год. Денег на это у региона нет, но их пытаются найти. В частности, область направила в Росавтодор конкретные предложения по передаче в федеральную собственность трассы на Киров (это одно из условий финансирования строительства объездной дороги вокруг Костромы), сообщила Наталия Подкопаева. Но этот процесс длительный, и до закладки первого камня ремонт имеющегося моста уже должен закончиться.

Пока же будут идти работы, в городе введут ограничения на проезд транзитных автомобилей. Как пояснил сити-менеджер, они смогут пересекать Волгу разве что ночью. Днем приоритет отдадут городскому транспорту, грузам социального значения (например, продуктам, лекарствам) и личным машинам костромичей, которым нужно перебираться с одного берега на другой. Планируется также открыть за Волгой подстанцию "скорой помощи", пожарную часть и базы других оперативных служб, которые в любом случае необходимы районам правого берега.

Наталья Подкопаева заверила, что транзитным водителям предложат маршруты объезда, которые совместно разрабатывают управления ГИБДД Костромской, Ярославской и Ивановской областей. Но уже ясно, что попасть на другой берег Волги можно будет по мосту, соединяющему Кинешму и Заволжск в Ивановской области, или в Чувашии по плотине Чебоксарской ГРЭС. Оба варианта ощутимо удлиняют дорогу.

Тем временем власти города и региона обещают подумать над альтернативными вариантами транспортировки жителей областного центра с одного берега на другой. Впрочем, о паромах, которые действовали до появления моста, речи не идет.

- Это не решит проблему, - считает Виктор Емец. - Например, паром в Красном-на-Волге принимает на борт от силы 20 машин, а один рейс туда и обратно длится полтора часа.

Не рассматривается, по словам сити-менеджера, и вариант с обустройством понтонной переправы: она станет помехой теплоходам и баржам. Зато не исключена организация движения электрички между станцией Кострома Новая и расположенной за Волгой платформой Малышково. Но заодно придется изменить и маршрутную сеть городского транспорта на правом берегу. Сейчас от ближайшей к платформе остановки автобуса можно доехать без пересадки лишь в часть заволжских районов.