Квартплата для многих наших сограждан - существенная статья расходов семейного бюджета, до 22 процентов (если больше, государством предусмотрены субсидии). При этом очевиден факт: стоимость коммуналки постоянно растет, а качество услуг, мягко говоря, не поспевает за ростом цен. И даже если граждане полностью довольны обслуживанием дома и качеством коммунальных услуг (что, скорее, исключение, чем правило), то знать о том, как тратятся немалые деньги, - не праздное любопытство.
Обязанность компаний, управляющих многоквартирными домами, отчитываться перед жильцами установлена Жилищным кодексом, а осенью 2010 года конкретизирована постановлением правительства. Согласно документу УК или ТСЖ (если домом управляет товарищество) обязаны публиковать на своем официальном сайте или на сайте органа исполнительной власти субъекта, органа местного самоуправления, а также в печатных СМИ информацию об организации, в том числе о результатах финансово-хозяйственной деятельности, сведения о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг, сведения о стоимости работ (услуг), о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы и многое другое. Управляющая организация также обязана отвечать на запросы граждан, поданные в письменном или электронном виде.
Управляющим компаниям было дано два месяца, чтобы подготовиться, однако и по прошествии полутора лет ситуация изменилась не сильно. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, который ведет мониторинг, на сегодняшний день только треть управляющих организаций в той или иной мере раскрывают информацию. Порой это только название, адрес и реквизиты. Нередко информация очень общая. Например, "ремонт подъезда". А что именно сделали, сколько денег заплатили, остается неизвестным.
Фонд составил рейтинги самых открытых и самых закрытых показателей. Как правило, не скрывают такие показатели, как площадь и количество домов, численность персонала, задолженность жителей, привлечение к ответственности. Что скрывают? Долги перед объединенной коммунальной компанией, потребление по общедомовым приборам учета, доходы от управления, чистые активы, объем привлеченных средств на ремонт и другое.
Что делать, если управляющая организация не выполняет стандарта раскрытия информации? Советует руководитель правового управления Объединения потребителей России Ирина Соколова: "Если управляющая организация, товарищество или кооператив не раскрывают информацию или делают это не в полном объеме, каждый из нас вправе пожаловаться в органы Госжилинспекции, на которые возложен контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации. За нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями порядка раскрытия информации статьей 7.23.1 КоАП предусмотрен административный штраф от 250 тысяч до 300 тысяч рублей. Можно также пожаловаться в прокуратуру или обратиться в суд общей юрисдикции". По словам Ирины Соколовой, штрафы - весьма эффективная мера. Например, по данным Госжилинспекции Москвы, если на 1 февраля 2012 года из 478 управляющих компаний 159 сообщали о себе только название и адрес, то по состоянию на 23 марта таких организаций оставалось всего 18. Общая сумма штрафов по итогам проверок только в феврале-марте 2012 года составила 6,4 миллиона рублей.