По мнению независимых экспертов, инициатива МВД достойна похвалы, но эта программа, как и принятый в 2006 году закон о защите свидетелей, не сможет работать эффективно. Если она вообще будет работать.
Необходимость в существовании подобной госпрограммы правоохранительный орган страны обосновывает особой актуальностью обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства от физического и психологического насилия. "Свидетели и потерпевшие все чаще становятся объектами мести или угроз. В результате на судебных процессах они отказываются от своих первоначальных показаний", - пояснили "РГ" в министерстве внутренних дел КР. По данным ведомства, с 2002 по 2011 годы общее число совершенных в республике преступлений ежегодно превышало 30 тысяч. При этом количество убийств и покушений на убийство предположительно заказного характера и криминальных разборок достигло 65.
Во многих случаях в делах по особо тяжким правонарушениям нежелание свидетелей давать показания тормозило расследование и даже позволяло обвиняемым уйти от ответственности. И если на стадии следствия свидетели хотя бы что-то рассказывают, то подтверждать свои слова на судебном процессе они уже отказываются. Просто не приходят, даже несмотря на угрозу принудительного привода.
- Я помню дело об организованной преступной группе, которые занимались грабежами магазинов, банков. Ее члены врывались, угрожали оружием, пытавшихся оказать сопротивление расстреливали. По делу проходило больше 20 свидетелей и потерпевших. Пока шло следствие, они все рассказывали, но когда начался суд, мне лично приходилось их обзванивать. Я приглашала людей на процесс, а мне отвечали: "Мы еще жить хотим". В итоге пришлось зачитывать показания, данные свидетелями на следствии, - говорит судья районного суда Бишкека Жаныл Мамбеталы.
Именно из-за боязни за свои жизнь и здоровье люди, ставшие свидетелями преступления или владеющие ценной информацией, отказываются выступать в судах. Мотив прост: Киргизия - республика настолько маленькая, что все ее жители чуть ли не знают друг друга в лицо. В такой ситуации скрыться от "возмездия" со стороны родственников или находящихся на воле подельников подсудимых невозможно. Все равно найдут и отомстят. А уехать за границу, бросив все имущество, нереально. Как показывает исследование одного молодежного объединения, 80 процентов свидетелей в ходе судебных процессов отказываются от показаний из-за отсутствия гарантий безопасности - личной и родных и близких.
Решить эту проблему должен был подписанный в 2006 году президентом Курманбеком Бакиевым закон о защите свидетелей в Киргизии. Нормативно-правовой документ предлагает целый комплекс мер, направленных как раз на обеспечение безопасности свидетелей. В их числе - смена фамилии, места жительства, работы, пластическая операция. Казалось бы, ситуация должна была измениться. Но... закон в полную силу так и не заработал. Главная причина - отсутствие необходимого финансирования. На то, чтобы защищать свидетелей так, как это делают в США, на что, кстати, и надеялись разработчики документа, в Киргизии нет денег. По данным экспертов, эта сумма должна исчисляться десятками миллионов сомов ежегодно. Кроме того, если следовать американскому опыту в этом вопросе, то нужно напрочь исключить даже малейший намек на коррупцию в органах, которые обеспечивают исполнение закона. А уж этого сегодня точно никто не может гарантировать.
Предложенная министерством внутренних дел государственная программа защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства также на данный момент несостоятельна в финансовом отношении. МВД предложило лишь саму концепцию. К примеру, список конкретных мер, в числе которых - маскировка и изменение внешности, приобретение специальных средств индивидуальной защиты для свидетелей, покупка им квартир, домов и даже такая экзотическая мера, как фиктивные похороны. Однако проблема в том, что средств на это у государства сегодня нет. По крайней мере, в графе "Ресурсное обеспечение программы" сказано: "Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством КР. Общий объем ассигнований в 2013 - 2015 годах составит..." И стоит прочерк. По словам юриста, депутата парламента Киргизии Галины Скрипкиной, точную сумму, необходимую для благого дела, МВД до сих пор не озвучило. Но речь, конечно, идет о больших деньгах.
- Вне всякого сомнения, программа и закон о защите свидетелей нужны правосудию республики. Но за всю мою адвокатскую практику я не помню случая, чтобы кто-нибудь соглашался воспользоваться защитой, предлагаемой государством. И я не уверена, что когда-нибудь это произойдет, - сказал "РГ" Галина Скрипкина.
Тем не менее, несмотря на то, что известный в стране адвокат не припоминает таких случаев, они есть. В конце июля в суде по делу об убийстве экс-руководителя администрации президента Киргизии Медета Садыркулова и двоих его спутников - водителя Кубата Сулайманова и руководителя института стратегических исследований Сергея Слепченко - в программу защиты свидетелей включили бывшего сотрудника пограничной службы республики. Он отказался от показаний, данных на следствии, заявив, что ему угрожали сотрудники главного управления по борьбе с организованной преступностью, требуя оговорить председателя погранслужбы КР. Последний, напомним, также является подсудимым по громкому делу. "Я элементарно боюсь за свою жизнь", - обосновал свою просьбу свидетель. Суд пошел ему навстречу.
Откровенней остальных о защите свидетелей отозвался один из сотрудников правоохранительных органов, занимающийся борьбой с незаконным оборотом наркотиков в республике. "Если бы этот закон работал, цены бы ему не было. Сейчас это всего лишь фикция. Мы даже не предлагаем свидетелям стать участниками программы, потому что заранее знаем: они откажутся. Смысл? Обеспечить 100-процентную защиту человеку все равно никто не сможет. И люди, даже зная, что за отказ от дачи свидетельских показаний предусмотрена уголовная ответственность, все равно отказываются. Винить их за это, на мой взгляд, не стоит. Жизнь все-таки дороже", - сказал милиционер.
Программа защиты свидетелей впервые появилась в США. За тридцать лет существования через нее прошли шестнадцать тысяч человек. Из них семь тысяч живут под вымышленными именами в разных частях страны.
В Канаде осуществляет защиту свидетелей управление по борьбе с наркотиками Канадской королевской конной полиции. Так сложилось исторически. В каждой провинции есть координатор, ответственный за принятие свидетелей в программу защиты и наблюдение за ходом дела. За все время работы программы не было ни одного случая убийства свидетелей.
В Италии программа защиты свидетелей появилась в 1991 году. Главная причина - необходимость защиты сотрудничающих с властями бывших членов так называемой "Коза Ностры". Если арестованный член мафии пойдет на сделку со следствием, то может значительно облегчить свою участь. Например, тому, кому грозило пожизненное заключение, отмерят от двенадцати до двадцати лет. В остальных случаях могут скостить назначенный срок на треть или даже наполовину. Для уже осужденных тоже есть льготы, например, исправительные работы вне тюрьмы, краткосрочный отпуск или даже применение альтернативных мер наказания вроде домашнего ареста. Кроме того, для осужденных, сотрудничающих со следствием, созданы специальные тюрьмы, куда, по идее, не дотянется "Коза Ностра". А родственников свидетеля, оставшихся на воле, охраняет полиция.
В Киргизии свидетели нередко отказываются от дачи показаний в судах, опасаясь за безопасность - свою и близких.