18.09.2012 01:00

На дороге хам-мер

Составлен рейтинг самых аварийных и самых аккуратных водителей
Страховщики сделали интересный расчет, который в будущем может отразиться и на кошельке автовладельцев. Они вычислили, в каких регионах водители самые аварийные, а где они самые аккуратные.

Выяснилось, что московские водители чаще других попадают в аварии. Самыми аккуратными водителями оказались белгородцы.

Это данные исследования департамента андеррайтинга - прогнозирования убытков - одной из крупнейших страховых компаний. Они основаны на заявлениях о ДТП владельцев полисов КАСКО. А в рейтинг вошли города, в которых среднегодовое количество заключенных договоров по этому виду страхования превышает тысячу. Причем компания представила не только данные за прошедший год, но и за тот же период годом ранее.

Этот рейтинг сильно отличается от рейтинга аварийности, который ведут в ГИБДД, где учитывают только аварии с пострадавшими. Рейтинг страховщиков учитывает все аварии, в том числе и мелкие, кроме тех, по которым водители даже не стали выяснять отношения. Что же у страховщиков получилось в итоге?

Начнем с того, что в целом количество аварий по стране снизилось аж на 19 процентов. Вот прямое отличие от рейтинга ГИБДД. По данным ГАИ, только за восемь месяцев этого года оно выросло почти на пять процентов.

Можно сделать вывод, что люди стали реже попадать в аварии. Но зато аварии стали более тяжелыми. С жертвами и пострадавшими.

Судя по страховому рейтингу, чаще всего попадают в аварии жители Москвы и Подмосковья. Водители в столичном регионе становятся участниками ДТП и заявляют соответствующие убытки в страховую компанию в среднем один раз в 1,37 года. Шанс москвича попасть в аварию на 31 процент выше, чем у среднестатистического российского водителя. Можно было бы предположить, что связано это с очень напряженным трафиком. Плотность и хаотичность движения по Москве всегда были главной проблемой безопасности. Но, несмотря на это, годом ранее столичные водители еще не были лидерами в рейтинге самых опасных. Тогда в аналогичном рейтинге Москва и Московская область занимали третью строчку со средним временным периодом в 1,2 года. Год назад лидером по аварийным обращениям к страховщикам был Ижевск.

Второе место в свежем рейтинге по аварийности занимает Иркутск. Здесь водители заявляют о ДТП в среднем один раз в 1,5 года. Иркутск - один из немногих городов, который продемонстрировал рост количества обращений в страховую компанию с заявлением о ДТП. Годом раньше он занимал шестую строчку рейтинга, а его жители заявляли убытки по каско в среднем в 1,53.

С небольшим отрывом в половину месяца за Иркутском следует Санкт-Петербург (1,55 года - период между аварийными обращениями к страховщику). А год назад Северная столица занимала четвертую строчку рейтинга. Сейчас на эту строчку переместилась Пермь, судя по статистике прошлого года, езда в этом городе стала менее аварийная, раньше Пермь занимала вторую строчку рейтинга. На пятом месте - Красноярск. Здесь в среднем по случаям ДТП обращаются раз в 1,6 лет.

А теперь перейдем к самым безобидным с точки зрения страхования водителям. Менее всего попадают в аварии белгородские водители. Здесь вероятность стать участником ДТП в два раза меньше, чем в среднем по России. В частности, местные водители обращаются в страховую по факту ДТП один раз в 3,62 года. Спокойными можно назвать Ростов-на-Дону и Ставрополь - количество обращений один раз в 3 и в 2,83 года соответственно. Самые "аккуратные" водители также живут и в городах Поволжья - Тольятти и Самаре, - их жители попадают в аварии в среднем один раз в 2,58 и 2,41 года.

Но я бы поостерегся делать из этого исследования далеко идущие выводы. Например, по данным ГИБДД, в Самарской области последние восемь месяцев количество аварий с пострадавшими увеличилось на 17 процентов, количество погибших на 20,6 процента.

Если взять статистику по ОСАГО, то более 80 процентов обращений приходится на мелкие аварии. Суммы выплат по ним не превышают 25 тысяч рублей. Поэтому тот факт, что количество мелких аварий на дорогах сокращается - может только радовать. С точки зрения страховщиков, это происходит из-за того, что было принято очередное увеличение ответственности водителя. Но как видно на практике, одного лишь усиления административных мер - недостаточно. К ним рано или поздно привыкают, и снова идет всплеск аварийности. После введения, как казалось, драконовских мер в отношении нетрезвых водителей, количество аварий по этой причине снизилось. Но сейчас снова пошел рост, и это несмотря на введение нулевого порога по содержанию алкоголя в крови.

Между тем аварии с пострадавшими, произошедшие по причине нетрезвости водителя, занимают лишь четвертое место. На первом же месте - неправильно выбранная скорость. Даже не превышение установленной скорости, а просто ее неправильный выбор. Например, в городе установлено движение со скоростью 60 км/час, впереди крутой поворот, но водитель не сбрасывает перед ним скорость. В результате врезается в другую машину, которая после преодоления поворота не успела набрать скорость.

После всех административных нарушений уже сложно найти способ заставить водителей быть более аккуратными. Хотя есть одна мера, которую предлагают гаишники и горячо поддержали страховщики. Обсуждается идея увеличить стоимость договора ОСАГО в случае, если водитель был лишен прав. Сейчас предусмотрен повышающий коэффициент - 2,3, но только для случаев аварии. Виноват человек в ДТП, заплатила за него пострадавшему страховая компания, на следующий год он будет платить за обязательную страховку в два с лишним раза больше основной суммы. Если кто-то считает это дешевкой - то он глубоко ошибается.

Представим себе ситуацию. Покупает человек полис с понижающим коэффициентом 0,7, заслуженным шестью годами безаварийного стажа. Цена его полиса с такой скидкой составляет 3 тысячи 49 рублей. Если оказался виновным в аварии, то на следующий год стоимость его полиса составит почти 10 тысяч 700 рублей. Чтобы достигнуть того коэффициента, который был ранее, то есть 0,7, потребуется десять лет безаварийного стажа. Так что даже одна авария очень накладно обойдется виновнику. Если будет принято решение применять повышенный коэффициент по полису ОСАГО для серьезных нарушителей, например, за любой случай лишения прав, то это может стать хорошим стимулом более внимательно относиться к правилам дорожного движения.

ОПРОС "РГ"

Летел сквозь стену

Текст: Владимир Баршев, Надежда Столярчук (Иркутская область)

29-летний владелец "Тойота Ленд Крузер" на огромной скорости не справился с управлением, вылетел с проезжей части и протаранил частный дом, в котором готовилась ко сну семья. Удар был такой силы, что одна из стен обрушилась полностью, и двухтонный внедорожник влетел внутрь дома. Спасти водителя врачам не удалось, он умер еще до приезда "Скорой помощи".

Под обломками пострадали двое живших в доме детей, с травмами их доставили в больницу.

- 12-летний мальчик, ученик шестого класса, получил ушибы ног, его 11-летняя сестра, пятиклассница, пострадала сильнее. Врачи диагностировали у нее множественные ушибы, переломы голеностопа, закрытую черепно-мозговую и глазную травмы, - рассказали в пресс-службе ГУ МВД по Иркутской области.

По словам медиков, сейчас состояние детей удовлетворительное.

Осмотревшие место происшествия следователи пока осторожны в оценках. Известно лишь, что погибший водитель к суду никогда не привлекался, по документам значился безработным, но, по словам местных жителей, в средствах стеснен не был, занимаясь посредничеством в лесозаготовительном бизнесе. Сейчас судмедэкспертиза выясняет, был ли водитель пьян.

Помимо выяснения обстоятельств ДТП полицейским пришлось помочь пострадавшим собрать уцелевший скарб и переселиться к родственникам - их собственный дом после случившегося восстановлению не подлежит.

Увы, но такие случаи не столь редки на наших дорогах. Дома, построенные практически на углах дорог, рано или поздно получают машину себе в огород. Вспоминается детский анекдот: "Гена, а атомная бомба дорого стоит?" "Очень дорого", - отвечает Гена. Чебурашка: "Какое богатство к нам в огород падает..."

Увы, не такое уж серьезное богатство. Действительно, если в результате такой аварии пострадали люди, то страховщик виновника должен возместить им ущерб здоровью. Пока не приняты различные законодательные акты, расширяющие сферу действия полиса ОСАГО, им выплатят лишь то, что выходит за рамки так называемых бесплатных услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования.

Владелец жилья, который пострадал от такого наезда автотранспортного средства, может претендовать на возмещение ущерба в рамках ОСАГО. То есть страховая компания виновника аварии может выплатить ему не более 120 тысяч рублей.

Как правило, получение и той и другой выплаты требует огромного времени. Пострадавшему хозяину дома придется собрать массу справок для доказательства стоимости жилья до катастрофы, ремонта, который потребуется на обеспечение жизнедеятельности этого жилья, а также на восстановление всех порушенных конструкций. Увы, счет будет вестись по тому же принципу, по которому считается остаточная стоимость автомобиля, чтобы не переплатить за ремонт больше.

А до тех пор, пока не будут определены жесткие суммы страховой выплаты по вреду здоровью, пострадавшие не будут получать ни копейки по ОСАГО даже на лекарства. Ведь всегда можно сослаться, что те или иные услуги должны оказывать в рамках социального страхования.