Сегодня многие пожилые люди находят опору, заботу и государственную поддержку именно в домах престарелых. Большинство учреждений, которые раньше попросту называли богадельнями, нынче похожи на настоящие санатории. Пример тому - Саратовский дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Трудно еще где-либо найти социальное учреждение в таком идеальном порядке. В прекрасно отремонтированных корпусах интерната с чистыми светлыми холлами в коврах и зелени, с комфортными жилыми комнатами с современной мебелью и хорошо оснащенными медицинскими кабинетами; в помещении столовой, больше похожей на ресторан; в огромном актовом зале со специальными креслами повышенной комфортности; в ставшей для многих необходимой молельной комнате, в идеально организованном пространстве двора - с цветами и деревьями, с лавочками, беседками и тенистыми аллеями.
В этом году дом-интернат проверили все надзорные органы. Вердикт - ни одного замечания нет, недостатков не выявлено.
Директор Александр Козырев - бывший военный, экономист и "крепкий хозяйственник", то есть, современный менеджер. Неслучайно дом-интернат на протяжении ряда лет является экспериментальной площадкой по внедрению новых форм обслуживания. В 2008 году здесь апробировали пилотный проект по внедрению отраслевой системы оплаты труда. Следующим этапом стал переход в статус автономного учреждения. Опять пилотный проект, опять первые в области в 2010 году они перешли на новую форму хозяйствования.
Теперь директор уверен: если хочешь развивать учреждение - переходи в автономию.
"Что нам дала автономия?, - рассказывает Александр Козырев. - Мы ушли от сметно-бюджетного финансирования. За выполнение государственного задания дается субсидия и мы вправе сами ее распределять. В результате мы не покупаем то, что нам не нужно. Ушли от самых низких цен, за которые нам могли предложить только низкое качество. С нами теперь сложно работать: у нас повышенные требования и к себе, и к поставщикам".
А как вам такое новшество: с 1 июля всех проживающих перевели на 30-дневное меню! То есть, каждый день - новые блюда. Интересно, есть еще в России подобное учреждение? Зачем это нужно? "Люди здесь годами живут, с ума можно сойти от однообразия еды, - объясняет директор. - Чтобы обеспечить это разнообразие, сами солим огурцы, помидоры, арбузы и мочим яблоки. Мы хотим, чтобы за счет положительных эмоций в людях проснулся дополнительный жизненный потенциал".
Каждые полгода психологи проводят исследования среди проживающих и сотрудников - анонимный опрос по поводу удовлетворенности проживанием первых и условиями работы вторых.
Проживающие высказывают почти 100-процентную удовлетворенность. Цифра удовлетворенности работой и зарплатой сотрудников ниже 70 процентов тоже не опускается. Но сейчас этот показатель снизился. Несмотря на ежегодное повышение, людей по-прежнему не устраивает зарплата. Директор понимает, что "мы же не государство в государстве" и подвержены тем процессам, которые происходят в стране. Так как цены на ЖКХ, продукты питания и проезд в общественном транспорте дорожают, люди вынуждены искать, где больше платят".
Возникает серьезная проблема - как удержать специалистов? "Мы создали идеальные условия для работы, - рассказывает Александр Кириллович. - Все рабочие места прошли аттестацию. В каждом кабинете новая мебель, сплит-система, компьютер, необходимая оргтехника. Еще бы обеспечить постоянное повышение зарплаты. Но где ее взять, если дополнительных средств не выделяется? Конечно, есть путь - чем меньше сотрудников, тем выше зарплата. Но сокращать штаты в ущерб качеству обслуживания мы не можем".
Автономия дает право оказывать платные слуги в направлении основной деятельности дома-интерната. На базе имеющегося оборудования по вполне приемлемым ценам оказываются медицинские услуги и горожанам (массаж, физиопроцедуры, стоматология). Своим сотрудникам и проживающим реализуется выпечка, полуфабрикаты (пельмени, чебуреки). Можно считать собственным ноу-хау организацию службы сиделок.
В прошлом году на предоставлении дополнительных услуг здесь заработали чуть больше миллиона рублей, в этом планируют полтора миллиона. Но этих средств явно не хватает на серьезное динамичное развитие, на удовлетворение нормальных финансовые притязаний сотрудников.
Александр Козырев не согласен с тем, что, живя в отличном учреждении, человек платит лишь 75 процентов от своей пенсии, размер которой при этом у всех разный. В абсолютном большинстве случаев это не обеспечивает фактическую стоимость проживания. Сейчас себестоимость содержания одного человека в месяц - 17 тысяч рублей, платят люди 3-6 тысяч. Порог в 75 процентов был установлен федеральным законом еще в 1995 году. Сегодня даже Минфин РФ рекомендует отменить эту планку. Но законодатели медлят.
Между тем, у людей разные пенсии: кто-то получает минимальную социальную, кто-то повышенную, как участник Великой Отечественной войны. У одного 75 процентов от пенсии - это около 3 тысяч, у другого - 15. А живут-то они в одном учреждении, с одинаковым качеством услуг.
Чтобы добиться справедливости, по мнению директора, необходимо узаконить формулу 100-процентной оплаты стоимости за проживание. Конечно, возникает вопрос - кто-то может оплатить, а кто-то нет. Для этого и нужно внести изменения в законодательство, которые пропишут разные формы и механизмы оплаты. Например, могут учитываться личные сбережения клиента, средства родственников, имеющаяся собственность. А уж если все имеющиеся доходы не позволяют оплачивать содержание, то недостающая сумма должна оплачиваться государством.
Пора, считает Козырев, пересмотреть и порядок приема в дома-интернаты. В последние годы участились случаи поступления сюда абсолютно здоровых граждан, не нуждающихся в обслуживании, имеющих детей и собственную жилплощадь. Получается, что государство дважды оплачивает содержание клиента в домах-интернатах - в виде пенсии, и в виде субсидии на его содержание.
Участились случаи, когда человек добровольно уходит со своей жилплощади, говорит, что не хочет мешать детям. Или, имея приватизированную квартиру, выписывается, сдает ее в аренду, получает средства, а сам живет в доме-интернате. Отсюда он даже может устроиться на работу.
Вопрос: почему нужно обеспечивать государственными услугами человека, который еще в состоянии обеспечить себя сам? По мнению Александра Козырева, все эти вопросы должны получить отражение в новом федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ". Его проект сейчас обсуждается законодателями.
Сегодня в государственном учреждении должны жить только те, кто действительно нуждается в посторонней помощи. Таких людей много.
В идеале мы должны научиться использовать разные формы оплаты содержания пожилых людей. И не только за счет государства, задача которого заботиться о тех, кто действительно находится в трудной жизненной ситуации.