Производство грузовиков в России выросло почти на 4 процента

Вступление в ВТО поставило под угрозу бизнес российских автопроизводителей, и особенно грузовиков. Минэкономразвития, например, еще год назад прогнозировало снижение производства грузовиков в стране к 2014 году на 98% по сравнению с результатами 2010 года. Однако "пациент" скорее жив. Об этом говорят данные Росстата, в соответствии с которыми производство грузовых автомобилей в январе-августе составило 133 тыс. единиц, что на 3,7% выше аналогичного показателя 2011 года. В августе 2012-го с российских конвейеров сошло 19 тыс. грузовиков - это на 14,2% больше, чем годом ранее. Таким образом производство грузовых машин продолжает идти в рост, и, по прогнозом экспертов, тенденция сохранится до конца года.

Эти прогнозы пока подтверждают и объемы продаж: по итогам восьми месяцев 2012 года реализация легкого коммерческого транспорта увеличилась на 3,4%, до 111 тыс. машин по сравнению с январем-августом прошлого года. При этом две трети (67%) продаж составили LCV (легкие коммерческие автомобили) отечественных марок, оставшиеся 33% пришлись на иномарки - такие данные приводит агентство "Автостат".

Так что вполне возможно, что минэкономразвития со своим прогнозом погорячилось. Но что ждет автопроизводителей в ближайшее время? "Россия вступила в ВТО, и как следствие, таможенные пошлины снижаются. В качестве ответных мер правительство вводит утилизационный сбор, чтобы обезопасить отечественный автопром от возможного наплыва подержанной иностранной или дешевой китайской техники. Примерно такой сценарий случился в соседней Польше, которая фактически лишилась собственного автопрома после вступления в ВТО. Можно только добавить, что после введения утилизационных сборов ввозить малотоннажную технику стало более затратно, поэтому российские производители от этого только выиграли", - говорит Азат Тимерханов, аналитик агентства "Автостат".

В компании Iveco тоже считают, что после вступления в ВТО российский рынок очистится от некачественной китайской продукции, в том числе благодаря принимаемым правительством РФ "ответным" мерам. "Снижение таможенных пошлин на импортируемые автомобили при вступлении в ВТО было скомпенсировано введением утилизационного сбора. Следовательно, ценовое позиционирование и конкурентное окружение отечественных машин осталось таким же. Единственный плюс для отечественных производителей - введение утилизационного сбора на современные импортные магистральные тягачи класса Евро-4 и выше при сохранении на них таможенной пошлины 5%. В теории это должно способствовать усилению конкурентных позиций отечественной техники в этом сегменте рынка. На практике, ввиду отсутствия реальной альтернативы европейским производителям, мы получаем "зачистку" рынка от китайской продукции. Например, вряд ли покупатель Iveco Stralis, который был признан грузовиком года 2013, будет в качестве альтернативы рассматривать продукцию завода в Набережных Челнах", - сообщили "РГ" в компании Iveco.

Полны оптимизма и в компании Mercedes-Benz Trucks Vostok (МБТВ). "Мы всегда расценивали вступление России в ВТО как большой и важный шаг, способствующий еще большей интеграции страны в мировую экономику, и теперь, после успешного вступления, мы полагаем, дальнейшие события докажут абсолютную правильность принятого решения, - считают там. - Мы очень рассчитываем на улучшение общего бизнес-климата. В автомобильной отрасли это должно выразиться прежде всего в благоприятных условиях для проникновения на рынок и в надежных возможностях для инвестиций. В рамках МБТВ это также скажется на увеличении инвестиций, которые мы постоянно вкладываем в развитие нашего производства в России. Мы это делаем не вопреки вступлению в ВТО, а как раз благодаря улучшенным инвестиционным условиям".

Российские производители настроены не так оптимистично и в основном говорят о настоящих и предстоящих трудностях. "Отечественные производители коммерческой техники характеризуются в основном наличием изношенной производственно-технологической базы, ограниченными источниками инвестиций, нехваткой современных технологий, недостаточной гибкостью производства, что в значительной мере повышает издержки на производство, и тем сложнее становится конкурировать на рынке, - сообщили нам в компании КамАЗ. - С другой стороны, иностранные производители, которые имеют сборочные производства на территории России, характеризуются малым масштабом производства и недостаточной локализацией".

Со вступлением России в ВТО представителей отечественного автопрома ждет падение спроса. Снижение импортных пошлин вызовет наплыв подержанных иномарок на наш рынок. Российским автопроизводителям придется провести глубокую реструктуризацию производства, таким образом, чтобы гарантировать хорошее качество при минимальных издержках. Кроме того, производители обязаны будут представить рынку более современные автомобили. При соблюдении этих условий отечественный автопром может выжить, говорят эксперты.

Еще больше проблем нашему автопрому добавит грядущий кризис. На КамАЗе, однако, не унывают. "КамАЗ настроен реалистично, - сообщили в компании. - Естественно, экономический кризис не может добавить плюсов автомобильному бизнесу, но именно он может показать, кто сильнее на рынке, чья модель бизнеса оказалась более гибкой и более приспособленной к российским реалиям. Во время экономического кризиса возможны поглощения, слияния крупных автопроизводителей, а также выкуп активов иностранными производителями. Всё это ведет к усилению конкуренции, а следовательно, к улучшению производимого продукта".

Сегодня, по данным экспертов, российский автопром может конкурировать в странах Латинской Америки, Африки и Азии, но и эти страны уже поделены на сферы влияния других производителей Low, Middle-cost сегмента, которые присутствуют на рынках более 40 лет. Ближнее зарубежье также не стоит упускать из внимания, так как эти площадки наиболее предпочтительны для сбыта отечественной экспортной продукции.

Чтобы успешно конкурировать на этих и других рынках, Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании "Европлан", рекомендует российским производителям перенимать лучшие практики построения и работы со своей дилерской сетью. "Мы видим, что КамАЗ, ГАЗ и ряд других производителей активно работают в этом направлении. Нам, лизингодателям, и крупнейшим корпоративным покупателям эффект от таких улучшений хорошо виден. Ну, и что пока отличает российских производителей коммерческой техники от иностранных - это наличие удобных финансовых программ приобретения техники в кредит и лизинг прямо у дилера, - отмечает он. - Заметьте, это вовсе не означает, что производитель должен сам выстраивать финансовый бизнес, как это часто преподносят, а может кооперироваться с лизингодателями и банками. В случае наличия компонента финансирования покупок, продажам будет менее "страшно" вступление в ВТО и падение продаж в кризис".

Однако какие бы выгодные условия ни предлагали клиентам лизинговые и финансовые компании, покупать новые автомобили они не спешат. "Несмотря на то что парк коммерческого транспорта значительно изношен по сравнению, скажем, со странами Восточной Европы, скорость обновления автопарка невысока, - сообщили "РГ" в компании ГАЗ. - Это связано с низким уровнем инвестиций в среднем и малом бизнесе, в том числе в связи с неуверенностью значительной части предпринимателей в стабильности экономической ситуации и с ожиданием новой волны кризиса".

По мнению главного специалиста "АСМ-холдинга", к.т.н., профессора Анатолия Титкова, государство не только может, но и должно оказать поддержку отечественным производителям. "Например, для малотоннажных автомобилей старше 10 лет при их списании установить доплату на покупку нового, как это было сделано по легковым автомобилям. Ввести при постановке на учет автомобилей зарубежных марок, ввозимых по импорту, более высокие ставки, а также ежегодные дорожные пошлины. Обязать все государственные и муниципальные организации приобретать только автомобили российской сборки, как практикуется в ряде зарубежных стран, установить ставки утилизационного сбора не от объема двигателя, а от стоимости автомобиля, - говорит эксперт. - У правительства есть и другие меры стимулирования отечественных производителей (стимулирование ОКР, низкие кредиты (3-5%), налоговые каникулы и т.д.)".