"РГ" выяснила, почему в Перми перестали работать автоэвакуаторы

Уже прошло четыре месяца с момента подписания губернатором Пермского края Виктором Басаргиным регионального закона об эвакуации автомобилей. Однако закон "О порядке эвакуации и размещении на спецстоянках транспорта" так и не начал работать, поскольку для его реализации пока не разработаны подзаконные соответствующие акты. При этом муниципальное финансирование эвакуации автомобилей приостановлено еще первого июля.

Напомним, что проект регионального закона разработан в связи с принятием Федерального закона N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 21 апреля 2011 года. В частности, он позволяет субъектам Российской Федерации устанавливать порядок перемещения транспортных средств, их хранение, платы расходов на перемещение и хранение, а также порядок возврата автомобилей владельцам. Кроме того, проект закона Пермского края устанавливает и порядок взаимоотношений с подрядными организациями: компаниями, которые оказывают услуги эвакуации автомобилей и предоставляют машиноместа на штрафстоянках.

До принятия нового закона в Перми по договору с администрацией города работали две компании, которые оказывали услуги эвакуации автомобилей. Кроме того, практически в каждом районе краевой столицы функционировали штрафстоянки, на которые доставлялся арестованный транспорт. Весь процесс финансировался, по решению гордумы, из муниципального бюджета. По словам участников рынка, этих денег хватало на эвакуацию 20-30 транспортных средств в день. На первый взгляд, немного для миллионного города, но стоит учесть, что в этом процессе, помимо количества, важен и психологический, воспитательный эффект: чтобы автовладелец опасался внезапного исчезновения своего автомобиля, припаркованного где попало и как попало.

Что же произошло на городских улицах за четыре месяца - с того момента, когда прекратилось муниципальное финансирование эвакуации транспорта? Неправильно припаркованных автомобилей на центральных улицах Перми стало ощутимо больше. Большинство из них мешает проезду транспорта, провоцирует образование пробок, а иногда и задерживает пешеходов, поскольку случаи парковки на тротуарах сегодня уже не редки. Так, например, многие пермяки отмечают несанкционированную парковку автомобилей на пешеходном отрезке улицы Пермской - местном "Арбате" - и помещают фото нарушителей в сети Интернет. На Комсомольском проспекте, где парковать машины можно только вдоль тротуара, вновь образовалась "елочка" из автомобилей.

По словам начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД МВД России по Пермскому краю Андрея Нижегородова, сегодня сложности с эвакуацией транспорта возникают не только с неправильно припаркованными автомобилями. У инспекторов ГИБДД возникает вопрос: как доставить на штрафстоянку транспортное средство, владелец которого оказался за рулем в нетрезвом состоянии?

- Задержание транспортного средства и помещение его на штрафстоянку предусмотрено за различные административные правонарушения, - пояснил Андрей Нижегородов. - Раньше эвакуация автомобилей производилась за бюджетный счет по договору с администрацией Перми, но изменился федеральный закон, а с ним и региональное законодательство. Теперь платить за услуги транспортировки и хранения будут сами нарушители. Конкретная сумма, которую придется в этом случае оплатить владельцу автомобиля, еще не известна. Но пока на региональном уровне готовятся подзаконные акты, эвакуация автомобилей не производится. Надеюсь, что этот механизм заработает в ближайшее время, ведь без него у инспекторов нет возможности полноценно выполнить свои обязанности по отношению к нарушителям.

Как пояснили в департаменте дорог и транспорта администрации Перми, раньше эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей в центре Перми занимались две компании, с которыми был заключен муниципальный контракт на конкурсной основе. При этом штрафстоянки, куда ежедневно доставлялись несколько десятков автомобилей, располагались практически в каждом районе краевой столицы. Выкупить свой автомобиль из "плена" стоило всего 300 рублей в том случае, если транспортное средство находилось на вынужденной парковке не более суток. Столь низкая цена объяснялась тем, что эвакуация и хранение происходили за счет бюджета, нарушителю же предлагалось всего лишь оплатить административный штраф.

Возможно, что в будущем такая схема работы сохранится, за исключением стоимости услуг, ведь в смету уже будет заложена реальная стоимость работы крана-манипулятора, эвакуатора и штрафстоянки. Но стоимость эвакуации и штрафстоянки все равно должна быть отражена в местных подзаконных актах.

- По нашим подсчетам, себестоимость эвакуации одного транспортного средства в Пермском крае сегодня - порядка двух тысяч рублей, - пояснила сотрудник компании "Авто Спас" Ольга Баталова. - В других регионах цены на подобные услуги различные. Максимальная стоимость эвакуации в Москве - около пяти тысяч рублей. При этом раньше у водителей был шанс бесплатно получить свой автомобиль обратно, если его еще не увез эвакуатор. Теперь такой возможности, скорее всего, не предоставится, поскольку эвакуация будет происходить уже не на бюджетные средства. Возможно, в этом случае нарушителю придется заплатить часть суммы - за проведенные погрузочно-разгрузочные работы.

По мнению эксперта, после вступления в силу новых правил, рынок услуг эвакуации в Перми может расшириться, поскольку раньше он ограничивался суммой бюджетного финансирования, выделенной муниципалитетом. Теперь же автовладельцы оплатят услуги сами, и объемы оказания услуг станут ограничены только количеством нарушений.

- Размер оплаты услуг эвакуации транспорта и его хранения на специализированных стоянках должен быть установлен на региональном уровне до конца этого года, - пояснил начальник отдела по работе с правоохранительными органами и военнослужащими министерства общественной безопасности Пермского края Владимир Тулиманас. - После того, как новые тарифы утвердят, сформируем экспертную группу. Она составит реестр специализированных стоянок, на которые в дальнейшем будут доставляться задержанные транспортные средства.

В конечном итоге этот документ предоставят ГИБДД, и региональный закон начнет полноценно работать. Точную дату, когда это произойдет, представитель краевого министерства назвать затруднился.