Грузовому транспорту запретят ездить днем по МКАД

Грузовиков на улицах Москвы днем станет меньше. С будущего года власти начнут постепенно закрывать въезд в пределы столицы тяжелому крупногабаритному транспорту. Соответствующее постановление подписал мэр Москвы Сергей Собянин.

Согласно документу с 1 февраля 2013 года с 7.00 до 22.00 запрещается въезд и движение по территории Москвы, ограниченной МКАД и движение по самой Московской кольцевой автомагистрали, всем транзитным грузовикам с разрешенной максимальной массой более 12 тонн. А с 1 мая этот запрет распространится на весь грузовой транспорт тяжелее 12 тонн.

По данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в настоящее время днем по дорогам столицы передвигается более 150 тысяч грузовиков, из них около 40 тысяч едут со стороны Подмосковья. По словам Константина Трофименко, ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, транзита среди них предостаточно. Сеть российских дорог построена так, что через Москву быстрее всего, попасть, скажем, из Воронежа в Питер. То же Малое бетонное кольцо, которое позволило бы объехать столицу стороной, в основном двухполосное, и часто мертво стоит. Обещанная же ЦКАД по-прежнему остается делом неблизкой перспективы.

На долю грузовиков в Москве приходится до 20% транспортного потока. Каждый из них, занимая примерно столько же места, сколько требуется четырем легковушкам, еще и тормозят движение всех остальных своей неповоротливостью. Зимой на скользком участке несколько буксующих фур способны парализовать всю МКАД. Про старые узкие улочки столицы и говорить не приходится: встанет фура - и всем остальным въезд запрещен. Особенно страдает от "тяжеловесов" юг Москвы - Каширское, Варшавское шоссе, где много складов.

Вот и решено начать спасение МКАД с разделения использования по времени. Днем по ней поедут легковушки и небольшие грузовички, а ночью - большегрузы. Городское хозяйство и жизнь города от этого, по мнению специалистов департамента транспорта, не пострадают. Анализ показал, более 34% грузов, доставляемых в Москву, это стройматериалы, а не предметы первой необходимости. А как сообщили "РГ" в столичном департаменте торговли и услуг, с ноября 2010 почти 70% предприятий торговли переведены на ночной завоз товаров.

Для доставки остальным товаров хватает по 1-2% машин. К тому же из-за плохо отстроенной в регионе логистики большинство машин идет груженными лишь на четверть.

Контроль за въездом грузовиков, как и за скоростным режимом, планируется автоматический. Более 250 видеокамер на дорогах уже установлены, до конца года их будет 600. Штраф за нарушение правил въезда предполагается повысить - сегодняшние 300 рублей мало кого пугают. Большинство москвичей, по данным опроса, проведенного месяц назад исследователями "Ромира", поддерживают намерение столичных властей избавить дневную Москву от тяжелых грузовиков. Значительная часть профессионального сообщества водителей, которым также не очень нравится по 3-4 часа толкаться в московских пробках, тоже не имеют ничего против такого решения. Они хотели бы лишь иметь условия, позволяющие им где-то переждать день до начала ночи. За границей, на опыт которой привычно ссылаются московские власти, для этого имеется развитая сеть комфортных парковок для дальнобойщиков - с душем, кафе, туалетами, чистой водой... Вокруг МКАД же пока трудно найти даже пустое место, где можно остановиться, никому не мешая, на несколько часов. Цивилизованным это решение будет тогда, когда, по оценкам дептранса, рядом с МКАД будет создано не менее чем на 12 тыс. мест парковок.

Прямая речь

Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ):

- Наша организация полностью поддерживает решение московских властей о запрете передвижения грузовиков в дневное время. На бесперебойном обеспечении продовольствием города это никак не отразится. Крупнейшие международные торговые сети, работающие в Москве, и российские ретейлеры, подвозят и сейчас товары в магазины ночью. Это нормальная мировая практика. Если ей последуют и другие торговые организации, которые зачастую гоняют туда-сюда полупустые машины, они не почувствуют никаких неудобств в связи с изменением режима своей работы.

Подготовила Ольга Игнатова.

А как у них?

Франция

Во Франции действует правило, в соответствии с которым грузовики более 7,5 тонны не имеют право выезжать на автомагистрали, начиная с 22 часов в субботу и до 22 часов воскресенье. Это ограничение распространяется также на дни, предшествующие праздничному, к примеру, 14 июля - Дню взятия Бастилии, и на сам праздничный день. Что касается Парижа, то движение грузовиков запрещено на окружной дороге вокруг французской столицы в пятницу во вторую половину дня, когда народ массово выезжает за город. На днях мэр Парижа Бертран Деланоэ в рамках кампании по борьбе с загрязнением воздуха, решил повести наступление на все грузовики грузоподъемность свыше 3,5 тонны, которые в рабочие дни недели оказываются на парижском "периферике" - окружной дороге. В ближайшее время он намеревается ввести специальную "экологическую" плату для них. Будет создана система автоматического мониторинга транспортного потока, выявления грузовых автомобилей с использованием устройств спутниковой связи. Счет при этом будет представляться компаниям, которым машины принадлежат. Тем самым Деланоэ хочет заставить коммерческий грузовик, скажем, перевозящий фрукты из Испании в Голландию, изменить маршрут таким образом, чтобы его транзит не проходил по "переферику". Еще одна мера, способная уменьшить поток грузовиков как в Париже, так и на окружной дороге, - предложение закрыть въезд в столицу грузовикам "старше" 18 лет.

Австрия

Как сообщили собственному корреспонденту "РГ" в управлении транспорта Вены, согласно федеральному закону в Австрии запрещается движение грузовых автомобилей, в том числе и тягачей весом свыше 7,5 тонны, в выходные дни с 15.00 в субботу и до 22.00 в воскресенье. Исключением являются транспортные средства дорожных служб, армии, управления по чрезвычайным ситуациям, а также грузовые автомашины с табличкой "L", размещенной впереди рядом с номерным знаком. По заводским характеристикам такая техника производит минимальный шум. Каждые два года владелец грузовика должен подтверждать эти показатели. Попавшие в список исключений транспортные средства не должны в ночное время двигаться со скоростью свыше 60 километров в час. В остальные дни запрещается движение грузовых автомобилей весом свыше 7,5 тонны по всем дорогам страны с 22.00 вечера и до 5.00 утра. Под исключение попадают транспортные компании, обеспечивающие доставку в супермаркеты свежих продуктов питания. Водители должны иметь при себе документы, подтверждающие цель поездки и накладные на груз.

Германия

На просторных автобанах Германии по воскресеньям и праздникам ездить одно удовольствие. Чтобы разгрузить крупные магистрали, в 1956 году здесь был введен запрет на движение в эти дни с 0 до 22 часов для грузовиков весом более 7,5 тонн, а также всех крупных машин с прицепами, независимо от их веса. Самосвалы без груза, напротив, перемещаться по скоростным трассам могут беспрепятственно и в любое время. Запрет закреплен в статье 30 Правил дорожного движения и карается в соответствии с законом административным штрафом. А именно: водитель должен заплатить 75 евро, а собственник фирмы - 380 евро. Причем и водитель, и начальник получают по одному штрафному пункту в общем реестре нарушений правил дорожного движения (права в Германии отбираются при 18 пунктах). Закон предусматривает и исключения. Например, когда речь идет о скоропортящихся продуктах, экспедиторы получают разрешение на их провоз по автобанам в воскресные и праздничные дни. Льготные условия применяются и в том случае, если речь идет о "комбинированном" движении, например, когда товар перевозится для срочной погрузки на морской или железнодорожный транспорт. Беспрепятственно в эти дни могут передвигаться также ведомственные автомобили в случае чрезвычайных ситуаций или военных действий, а также грузовики полиции, дорожно-ремонтных служб, управления автобанами, бундесвера, МЧС и пожарных команд.

Подготовили Вячеслав Прокофьев (Париж), Александр Саможнев (Вена), Анна Розэ (Берлин).