Движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю пустят в ноябре
Сейчас тоннель готов на 90 процентов. В этом вчера убедился корреспондент "РГ", побывав в самой глубокой точке будущего сложнейшего инженерного сооружения - на отметке минус 28 метров. Именно здесь тоннель проходит под Замоскворецкой линией столичной подземки. И это самый сложный участок проходки.
... В штольню N10 едем на микроавтобусе, на котором по огромной стройке перемещаются рабочие. Заезд с улицы Алабяна, откуда и начинается почти двухкилометровый тоннель, уже готов. Но уже метров через 200 упираемся в часть стены из грунта и бетона. "Вот здесь как раз и проходит метро. Сейчас идут работы по горизонтальному закреплению стен тоннеля, - рассказывает заместитель начальника управления комплексного проектирования компании-генподрядчика Владимир Витушкин. - Между Алабяно-Балтийским тоннелем и тоннелем метро - всего 2,5 метра". Для того чтобы метро не стало оседать на тоннель, был сооружен железобетонный щит весом в несколько тысяч тонн.
"Самое сложное, с чем мы столкнулись на данном участке - это старое русло реки Таракановки, - поясняет Витушкин. - Оно, конечно, было заключено в коллектор, но во время дождя наполнялось и переполнялось водой. А в каких-то местах русло не совпадало с коллектором, мы его "поймали" ниже. И здесь оказались очень насыщенные влагой грунты - плывуны. Пришлось закреплять их так называемой привенторной стеной". Витушкин не считает, что при прокладке использовались какие-либо эксклюзивные технологии. "Проект уникальный, - говорит он. - Ведь новый тоннель проходит не только под метро, но и под двумя ранее сооруженными тоннелями - Ленинградским и Волоколамским. И движение по ним не прекращалось ни на минуту". Из особенностей строительства Витушкин выделил систему мониторинга за состоянием грунтов. Ведь рядом с огромной стройкой - буквально в 10 метрах, находятся жилые дома. Под землей и на поверхности установлены около 140 датчиков движения, которые в постоянном режиме отслеживают, что происходит с грунтами. "Есть определенные допуски в отклонениях, при которых можно производить работы, - говорит Витушкин. - Если приближаемся к ним, то работы приходится останавливать и думать, как двигаться дальше".
Именно из-за таких сложностей Алабяно-Балтийский тоннель так долго и строится. Первоначально его планировали открыть еще в 2009 году, но затем эти сроки неоднократно сдвигались. В конце прошлого года глава столичного департамента строительства Андрей Бочкарев пообещал "РГ", что тоннель откроется осенью. Вчера в департаменте подтвердили, что движение в обоих направлениях - от улицы Алабяна до Большой Академической и обратно - пустят в ноябре. Как известно, он станет центральной частью Северо-Западной хорды, которая свяжет столицу от Сколковского до Ярославского шоссе. Кроме того, по заверениям генподрядчика, в мае с Ленинградского проспекта будет открыт поворот направо - на Балтийскую улицу, а в районе Часовой улицы будет открыт двухполосный боковой тоннель (является частью Алабяно-Балтийского), который под железной дорогой выходит на Б.Академическую улицу.