Дмитрий Медведев предложил перевести транспорт на газовое топливо
День на Горьковском автомобильном заводе вчера был особенный. Завод запускал в серийное производство новое поколение "ГАЗели" - "ГАЗель NEXT". По такому случаю в цехах гремела музыка, а приглашенные артисты в песнях восхваляли детище Горьковского автозавода. Еще не успели дать старт производству новой модели, а предприниматель Олег Дерипаска, в чьи структуры как раз и входит ГАЗ, уже думал о новых планах. В частности, о проекте "Кортеж", в рамках которого должен быть разработан отечественный автомобиль для первых лиц государства. "Если клиент хочет ездить на отечественной машине, то мы готовы. У нас есть решения, которые надо доработать, - заявил он в ожидании главного гостя торжества. - Хотя это не очень дешевое удовольствие, но в конце будет продукт, который будет использоваться не только для единичных решений, но и как массовая машина для бюрократии".
Пуск серийного производства новой модели автомобиля состоялся при участии главы правительства. "Это действительно вложение в будущее, и само название модели об этом свидетельствует. Надеюсь, что она будет конкурентной", - заявил Медведев на торжественной церемонии. Вместе с Дерипаской, президентом "Группы ГАЗ" Бу Андерссоном и губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым премьер-министр нажал символическую кнопку начала производства, после чего они все расписались на капоте одной из "ГАЗелей Next".
В успехе и спросе на рынке у новой модели ГАЗа глава правительства нисколько не сомневается. Хотя тенденции на автомобильном рынке начали меняться. Если долгие годы в стране фиксировался хороший рост продаж автотранспорта, то сейчас он начал снижаться. Медведев рассказал, что узнал об этом из утренних газет. "Нужно проанализировать, что это: то ли действительно рынок вышел на параметры достаточности, то ли это общее сжатие экономики, то ли что-то еще", - указал премьер.
В последние годы одним из основных факторов роста авторынка России оставалась организация у нас собственных сборочных производств крупных мировых автопроизводителей. "Мы не должны ограничиваться сборкой, а должны импортировать самые современные и создавать свои технологии", - заявил Медведев, выделив наше грузовое автомобилестроение, где всегда была хорошая технологическая и инженерная база.
Представители российских автомобильных производств последней статистикой продаж не так удручены, хотя в сегменте легковых автомобилей снижение составило 4 процента, а продажи конкретно марки ЛАДА - на все 7. Президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров считает, что рынок корректируется и заводам придется корректировать свои планы действий. Но если внимательно изучить ситуацию на автомобильном рынке, то, подчеркнул Комаров, можно увидеть, что новые модели машин пользуются спросом и их продажи растут, а вот старые модели как раз не популярны у покупателей.
Правительство и раньше поддерживало автомобильных производителей, и в такой ситуации бросать его не собирается. "Мы будем и должны поддерживать отрасль. Ну, конечно, ориентируясь и на наши международные обязательства, - заверил Медведев, - Есть мнение, что и стратегия развития автомобильной промышленности на период до 2020 года нуждается в соответствующих коррективах с учетом ВТО и текущей ситуации".
Большую часть совещания дискуссия шла по поводу перспектив развития в России альтернативных видов топлива, включая сжатый и сжиженный газ. "Мы почти ничего здесь не делаем, если говорить по-честному, - заметил премьер-министр. - Есть мировые тренды, и мы не можем их игнорировать".
Альтернативное топливо не только экологически чище, но еще и экономичнее. С учетом размеров России, напомнил Медведев, транспортные расходы у нас всегда будут выше, а переход на газомоторное топливо как раз удешевляет перевозки.
За альтернативные виды топлива как новый стимул развития автомобильного рынка выступали все без исключения производители. "Альтернативное топливо является лучшим направлением развития. Особенно в России", - убеждал председатель совета директоров ОАО "Русские машины" Зигфрид Вольф. Оно в два раза эффективнее обычного бензина. Генеральный директор "КамАЗ" Сергей Когогин в доказательство приводил данные поступающих к ним заказов на автомобили, работающие на газе: если начинали со считаных экземпляров, то теперь счет дошел до тысячи.
Для развития как производства альтернативного топлива, так и использования его автотранспортом было, по традиции, предложено внести изменения в налоговый кодекс и, в частности, обнулить ставку транспортного налога для автомобилей на газомоторном топливе.
Впрочем, столь же эффективными сами автопроизводители явно считают ограничительные и даже запретительные меры. Например, прозвучала идея вообще исключить использование общественного и муниципального транспорта на традиционном топливе. Тут могла бы пригодиться государственная программа субсидирования строительства газозаправочных станций и замены автобусов старше 15 лет на новую технику, работающую на природном газе.
- Переход на газомоторное топливо способен изменить ситуацию, и в этом смысле мы должны использовать этот переход как наше естественное конкурентное преимущество с учетом наших газовых возможностей, - пообещал дать поручения премьер. - Надеюсь, это будет фактором повышения конкурентоспособности экономики страны в целом.
И понравилась ему мысль о том, чтобы ограничивать использование старых бензиновых и дизельных машин. "Это вопрос безопасности, в конце концов", - заметил премьер. Правда, участники совещания сразу же условились, что речь не идет о машинах обычных граждан. "Транспортные средства граждан - это святое. Ездят пока и ездят", - указал Медведев.