22.04.2013 23:45
    Поделиться

    Запрет на въезд грузовиков не улучшил ситуацию на МКАДе

    Столичные власти предпринимают все новые попытки разгрузить городские магистрали, ограничив въезд в Москву большегрузных автомобилей. С 1 марта 2013 года с 6.00 до 22.00 ограничен въезд и движение по территории Москвы в пределах МКАД транзитного грузового автотранспорта массой более 12 тонн. Как объяснила "РГ" Светлана Домнина, председатель Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты, сегодня водители транзитных грузовиков используют МКАД для перемещения из одного региона России в другой. Они выбирают этот путь, потому что нет альтернативы.

    "Эту проблему должно было решить строительство Центральной кольцевой автодороги. Основное назначение ЦКАД - разгрузка федеральных трасс, МКАД путем перераспределения транзитного потока автотранспорта, - говорит она. - Начало строительства было запланировано на 2011 год, затем перенесено на 2014 год. Предполагаемые сроки завершения строительства - 2022 год".

    Однако до начала апреля, когда этот номер подписывался в печать, ситуация на дорогах почти не изменилась. "С 1 марта ситуация на МКАД немного улучшилась в середине дня, но практически не изменилась в часы пик, - говорит Леонид Медников, аналитик "Яндекс.Пробки". - Из десяти будних дней в марте шесть были обычными, и ситуацию не осложняли осадки или крупные аварии (такие как бензовоз, перевернувшийся 6 марта). В эти дни движение на МКАД между утренним и вечерним часами пик было свободным, загруженность опускалась до одного балла, и крупных пробок в середине дня не наблюдалось. По утрам и вечерам практически во все мартовские будние дни движение по МКАД было сложным. Пробки растягивались до 30 км в длину, что давно уже стало привычным явлением. Ночью, если не было каких-то крупных аварий или ремонтных работ, движение по МКАД и в феврале, и в марте было свободным. Что касается подъездов к МКАД со стороны области, заметных изменений с 1 марта зафиксировано не было".

    Другой причиной отсутствия перемен эксперты называют смехотворные штрафы и неотлаженную систему фото- и видеофиксации нарушений. Но эти причины в ближайшее время будут устранены. Еще в начале марта мэр Москвы Сергей Собянин заявил на заседании городского правительства, что взимаемый с нарушителей штраф в 300 руб. неэффективен и должен быть повышен. А 27 марта Мосгордума приняла поправки в столичный Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают наказание для нарушителей. Уже с 1 мая за выезд на МКАД водителей большегрузных автомобилей, а также грузовиков разрешенной максимальной массой более 7 тонн за въезд и движение по территории города, ограниченной Московской окружной железной дорогой, будут штрафовать уже на 2 тыс. руб., с 1 июня - до 3 тыс. руб. А с 1 июля размер штрафа будет увеличен до 5 тыс. руб. Кроме того, с 1 мая запрет на выезд на МКАД распространится не только на транзитные, но и на все остальные грузовики массой более 12 тонн.

    "Пока не все понимают, что когда прикатается электронная система видеофиксации, мимо нее и мышь не проскочит. А когда штрафы будут увеличены до 5 тысяч рублей, без пропуска в Москве будет работать экономически невозможно, - говорит Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов. - Сейчас запрет не соблюдается, машины из регионов совершенно спокойно продолжают движение по МКАД. Система слежения за режимом ограничения пока работает не в полную силу. Мы прогнозируем, что она начнет работать где-то в середине июня".

    Впрочем, даже штрафы в 5 тысяч испугают владельцев далеко не всех грузов. "Если у меня на миллион груз в кузове, и я его хозяин, то водитель не сможет мне отказать в доставке этого груза в нужную точку в удобное для меня время. Я ведь могу оплатить ему все штрафы, которые он соберет, - рассуждает Котов. - До тех пор пока не будет введена накопительная система штрафов за нарушение ПДД по части въезда грузового транспорта в зону с ограниченным режимом движения, пока водитель не будет рисковать тем, что лишится прав, ситуация не изменится".

    Светлана Домнина приводит другой аргумент. "В существующих условиях транспортные компании скорее будут платить штрафы, чем днем не работать, - говорит она. - Дело ведь не только в транспортных компаниях, а в режиме работы складов, торговли, промышленности. Надо начинать с них, менять логистику, переходить на другой режим работы. А транспортники, к сожалению, не могут влиять на условия работы заказчика. Поэтому сокращения количества автомобилей в дневное время не ожидается".

    Другой вопрос - куда девать большегрузы, которые вынуждены ждать наступления темноты, чтобы проехать до пункта назначения. По идее властей, для них должны быть предусмотрены специальные парковки. "Парковки есть, примерно на 5 тысяч мест. Но они стоят пустые - машины туда не заезжают, - заявил недавно в интервью "РГ" и.о. губернатора Московской области Андрей Воробьев. - В основном это просто площадки с кафешками. А нужны стоянки другого уровня - "автопорты", как называют их дальнобойщики. Там должны быть охрана, возможность отдохнуть, перекусить, принять душ. А это деньги, и немалые. Поставить забор, обеспечить охрану, подключить канализацию, заасфальтировать - все это стоит порядка 30-50 миллионов рублей".

    "Конечно, надо создавать цивилизованные условия для водителей, - соглашается Светлана Домнина. - Но, к сожалению, в Московской области отсутствуют свободные участки под реализацию этих проектов. Бизнес заинтересован в таких проектах, но нужно участие Московской области в выделении земли под эти проекты".

    По словам экспертов, есть иностранные фирмы, специализирующиеся на планировании, строительстве, эксплуатации стоянок для дальнобойщиков. И они готовы сюда прийти со своими наработками. Единственное требование - земля должна принадлежать области. Окупаемость таких стоянок составит около 8-10 лет. Пока же о таких стоянках можно только мечтать.

    "Состояние со стоянками плачевное. На прошлой неделе ездил по трассе Дон, карманы (парковочные места, без оплаты) все забиты. А стоянка по этой трассе в Московской области всего одна. Через середину этой стоянки проходит съезд на Дон из Барыбино, это проходной двор. Более-менее приемлемая стоянка в 133 км от Москвы в населенном пункте Кончинка. Других стоянок по трассе Дон нет! Одни парковочные места да вот эти карманы. Представляете, сколько неохраняемых материальных ценностей будет разбросано по Подмосковью на радость криминальным структурам после введения запрета на въезд в Москву для всех грузовиков в дневное время? А каково придется жителям области и дачникам, чьи поселки примыкают к дорогам? - сокрушается Александр Котов. - Проблема в том, что вдоль дорог вся земля принадлежит частным юридическим лицам. Чтобы построить стоянку, есть два варианта. Первый - это выкупить землю и построить на ней стоянку, но таких дураков надо поискать, ведь эта стоянка никогда не окупится. Второй вариант - это если Московская область для государственных нужд отчуждает определенные участки земли, и на этих участках уже частные инвесторы строят стоянки".

    Поделиться