23.04.2013 11:29
    Поделиться

    Аграрии ЦФО намерены развивать собственное семеноводство

    Изменения в сфере импорта привели к необходимости развивать семеноводство
    Специалисты прогнозировали нехватку семенного картофеля нынешней весной в связи с запретом на ввоз клубней из Евросоюза, который вступил в силу с 1 апреля.

    Как уже писала "РГ" (статья "Где посадки?" от 19 февраля 2013 года), это решение было связано с фактическим отказом Еврокомиссии предоставлять гарантии безопасности на такую продукцию. По экспертным оценкам, с запада в Россию ввозят до 80 процентов от общего импорта семенного картофеля. В основном - из Голландии, Германии, Финляндии, Великобритании и Польши. В целом импорт клубней из ЕС в РФ в прошлом году превысил 21 тысячу тонн.

    Между тем, как выяснили корреспонденты "РГ" в регионах ЦФО, где активно выращивают картофель, на грядущем урожае запрет не скажется. Но трудности могут начаться через год-два, если за это время не удастся развить собственное семеноводство.

    Элита с паршой

    Брянская область возвратила себе славу крупнейшего картофельного поля России, причем основная заслуга в этом принадлежит фермерам. Одно их самых мощных хозяйств принадлежит Ольге Богомаз из Стародубского района. Она завозит семена картофеля из Евросоюза, причем существенную их долю: в 2012-м она приобрела около 300 тонн.

    - Положа руку на сердце скажу: ввозили иногда не совсем то, что нам нужно, - рассказала Ольга Богомаз корреспонденту "РГ". - По некоторым параметрам материал, который закупаем, отвечает менее жестким требованиям, чем те, что установлены в России. Взять, например, паршу: у них допускают семь процентов поражения, у нас - меньше. Да и по другим параметрам так же: там, где у нас может быть полтора процента, у них обычно три.

    Фермер уверена: если государство поддержит элитное семеноводство, то аграрии выкрутятся. Но в любом случае будет тяжело, ведь брянские хозяйства уже наладили связи с европейцами, за счет чего обновляли семена картофеля каждый год.

    - Мы закупаем суперэлиту и получаем свою элиту для сортообновления, - поясняет Ольга Богомаз. - Используем первую и вторую репродукции, а третью уже не высаживаем. Теперь будем сортовые участки закладывать и сами заниматься выращиванием семян.

    Сейчас из 3500 гектаров, на которых у фермера растет картофель, около 200 гектаров - сортовые участки. Часть семян уже продают соседям и на юг страны, но не каждый готов покупать по цене, которая нужна для возмещения затрат. Как уверена Ольга Богомаз, у практикующих хозяйств больше возможностей для развития отрасли, чем у научных институтов:

    - Кто там работает на участках? Тот, кто пишет кандидатскую. А ведь надо нанимать штат работников, чтобы они занимались прополкой. Одних анализов, которые делают ученые мужи, мало.

    Частники живут на запасах

    Другой фермер - Елена Дубинина из Карачевского района - завозит семена, в основном, из Белоруссии.

    - Мы, конечно, попали в глупую ситуацию, - говорит она. - Конечно, сами должны уметь выращивать семенной картофель. Но если не можем, то и ни к чему закрывать границу. Ведь никто не поехал бы в Голландию, если бы семена такого же качества имелись под боком. Значит, где-то недорабатываем. Возможно, изменения на рынке заставят государство обратить внимание на то, что надо развивать собственное семеноводство.

    По ряду параметров семенной материал на Западе отвечает менее жестким требованиям, чем те, что установлены в России

    Впрочем, Елена Дубинина сомневается, что от запрета на импорт пострадают частные хозяйства. Почти никто из брянских крестьян не покупал семена за границей, у многих они еще с советских времен. Пусть урожаи не всегда велики, зато болезней меньше.

    - По крайней мере, в нашем районе никто на нехватку семенного картофеля не жалуется, - заверяет Елена Дубинина.

    Первый замруководителя комитета по сельскому хозяйству Брянской области Борис Грибанов сообщил "РГ", что в Голландии и Германии аграриям региона приходится закупать около десяти процентов семян:

    - Считаю это оптимальным объемом. Более того, он и должен бы остаться, так как материалами нужно обмениваться. Но сейчас в области картофель есть у всех: хозяйства запаслись семенами первой и второй репродукций, а также элитными.

    Нынешней весной никаких неприятных сюрпризов на картофельном поле уже не будет. Но, как предполагает Борис Грибанов, теперь власти придется помогать тем аграриям, которые занимались семеноводством.

    Редкая селекция

    Неурегулированные разногласия Евросоюза и России по вопросам поставок дорогих импортных семян и другого посадочного материала отразятся на экономике тверских сельхозпредприятий лишь косвенно или не отразятся вообще. Во всяком случае, на данном этапе. Как выяснил корреспондент "РГ", местные аграрии и прежде старались не использовать импортные семена.

    - Поставки с Запада не играют ключевой роли, так как в условиях России весь посадочный материал должен быть строго районирован по климатическим зонам. Не каждому региону, располагающемуся в умеренной зоне, подойдут западные семена, - отметил председатель крупного семеноводческого колхоза "Мир" в Торжокском районе Николай Попов. - Да и на урожайность влияет целый ряд факторов, и не только класс семян.

    Гендиректор нового для региона картофелеводческого предприятия "Саначино-Агро" Сергей Жуков пояснил, что для их хозяйства эта проблема неактуальна в принципе:

    - Мы изначально не были ориентированы на слишком дорогие импортные семена. Покупаем их на опытном тверском предприятии и также в Вологодской, Ленинградской и Московской областях. Кроме того, у нас на посадку есть тысяча тонн картофеля собственного урожая прошлого года. И одна из наших главных задач - дальнейшее снижение доли дорогих семян.

    Тем не менее оба руководителя согласились с тем, что решать проблему необходимо в первоочередном порядке.

    - За последнюю четверть века ситуация в национальном семеноводстве ухудшилась, - говорит Николай Попов. - Для примера возьму лен: в Тверской области не осталось ни одной льностанции, хотя когда-то регион был абсолютным лидером отрасли. Схожая ситуация и в картофелеводстве.

    - Многие не идут на обновление семенного фонда потому, что им не на что сделать это, - подчеркивает сложность ситуации Сергей Жуков. - Тот же картофель: у хозяйств нет возможности построить или обновить хранилища, провести селекцию и сортировку. В итоге фонд медленно тает, теряет качество и всхожесть.

    Помочь семеноводам, уверены специалисты, могла бы региональная целевая программа поддержки, в противном случае успехов в этой отрасли не добиться.

    Поделиться