22.04.2013 23:45
    Поделиться

    Автоматическая система управления движением улучшит ситуацию на трассах

    По статистике, ежегодные потери экономики России по причине транспортных заторов составляют около 4 трлн рублей, то есть 7-9% ВВП. А если добавить к этому экономические потери от ДТП и экологический ущерб, то получится, что неэффективность транспортного комплекса обходится стране почти в 12% ВВП.

    Рост автомобилей идет рука об руку с ростом пассажиропотока, создающим дополнительную нагрузку на транспортную сеть. Автоматизация транспортной инфраструктуры при помощи информационных технологий должна носить комплексный характер и в числе прочего должна решать задачу информирования участников движения о состоянии транспортной сети, а соответствующие службы - о возникновении аварий. Оперативно поступающая информация поможет оперативно устранять проблемы, а участники движения, пользуясь ею, смогут выбирать, как принято говорить, оптимальные пути объезда. Другим важнейшим элементом является автоматизация управления дорожным движением (АСУДД).

    Существует мировой опыт создания АСУДД. Этот опыт сводится к применению двух основных схем. В соответствии с первой существует единый центр, который аккумулирует всю информацию от видеокамер и датчиков на перекрестках, и уже из центра в автоматическом режиме поступают сигналы по адаптивному регулированию трафика. Вторая заключается в независимой работе интеллектуальных перекрестков по автоматически выбираемым алгоритмам с учетом дорожной ситуации и информации от датчиков с соседних перекрестков.

    Какой алгоритм выбрать - решать каждому конкретному населенному пункту. Однако мы считаем, что транспортную ситуацию в Москве внедрением одной только системы АСУДД спасти невозможно - она будет способна улучшить положение дел на 10-15%. То есть если вы тратите сегодня час, добираясь на работу, "интеллектуальные" перекрестки помогут вам сократить это время до 45-50 минут. Кардинальным решением проблем трафика это назвать нельзя. Значительно большими будут возможности АСУДД в городах-миллионниках и субмиллионниках, где транспортная инфраструктура столь же неразвита и недостаточно продумана, как в Москве, но уровень проблем, которые она испытывает, пока еще преодолим описанным выше "интеллектуальным" путем.

    Здесь важно отметить, что западные решения в этой области и российские разработки используют одни и те же принципы, поэтому могут быть интегрированы друг с другом. Однако максимального эффекта внедрение АСУДД достигает лишь в комплексе с прочими элементами интеллектуальной транспортной сети - "интеллектуальными" парковками, "интеллектуальными" остановками, системами информирования участников движения, системами наблюдения и фиксации правонарушений и т.д. Также важным элементом должны стать ТПУ (транспортно-пересадочные узлы). Если задача АСУДД - оптимизировать поток автомобилей, то задача ТПУ - оптимизировать в первую очередь потоки пассажиров, обеспечив их быструю пересадку с одного вида транспорта на другой. Это положительно сказывается на дорожном движении, таким образом, две проблемы взаимосвязаны так же, как два решения.

    В США, Японии, Австралии, Европе и ряде азиатских стран интеллектуальные транспортные системы уже существуют и работают. Их развитие шло постепенно: сначала создавалась, к примеру, АСУДД, потом на базе ее каналов связи вырастали другие системы - видеонаблюдения, возникали "умные" остановки, информирующие о времени прибытия нужного маршрута и т.д. Одним из вспомогательных элементов являются также "интеллектуальные" парковки, которые информируют водителей о местонахождении парковки и наличии свободных мест. Результат - автомобилей, которые мечутся по улицам в поисках парковки, значительно меньше, пробок тоже.

    Проблему же постоянно растущего пассажиропотока в крупных городах, с которым все хуже справляется транспорт общественный, помогают решать транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Как правило, они должны сочетать в себе следующие элементы: парковку, автовокзал, станцию метро, торговый центр.

    Итак, и системы управления дорожным движением, и транспортно-пересадочные узлы должны стать составными элементами общей интеллектуальной транспортной сети. Пока Россия по всем статьям проигрывает здесь развитым странам, но у нее два важных преимущества: возможность учесть чужой опыт и не повторить чужих ошибок и наличие собственных решений, технически не менее совершенных, но более дешевых и легко интегрируемых с западными.

    Поделиться