"Нет, эту тему мы не обсуждали. Джон Керри ее не затрагивал. Я тоже решил, что будет лишним о ней говорить, потому что все уже является достоянием гласности, и, по-моему, все всем понятно", - сообщил российский министр в Швеции после переговоров с госсекретарем США.
При этом посол Соединенных Штатов Майкл Макфол утром был вызван на Смоленскую площадь, с ним беседовал заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. Покинув здание высотки, глава американской дипмиссии помахал ожидавшим его журналистам и скрылся, отказавшись от любых комментариев. В своем микроблоге Макфол также предпочитает писать о вине из Калифорнии и гребешках из Нью-Йорка, а вот тему шпионского разоблачения всячески избегает.
Между тем в заявлении российского МИД говорится, что "послу был заявлен протест в связи с попыткой вербовки сотрудника одной из российских спецслужб представителем ЦРУ Райаном Фоглом, работавшим под прикрытием должности третьего секретаря посольства США". Там напомнили, что американец, пойманный с поличным сотрудниками ФСБ, объявлен персоной "нон-грата" и должен покинуть пределы страны в кратчайшие сроки.
История с Фоглом обошла все американские и британские СМИ, иронично окрестившие горе-шпиона за его бутафорский белый парик Джеймсом Блондом. The Washington Post цитирует ветеранов ЦРУ, которым скандал напомнил эпизоды в духе "холодной войны".
Комментируют ситуацию и российские эксперты. Так, бывший глава ФСБ, ныне депутат Госдумы Николай Ковалев уверен: налицо провал американцев и успех нашей контрразведки. "Профессионально сработано. Молодцы, ребята", - признал он в интервью радиостанции "Голос России". По мнению экс-руководителя спецслужбы, Россия в недавнем деле с братьями Царнаевыми, которые подозреваются в совершении теракта в Бостоне, отчетливо показала абсолютную готовность сотрудничать и в полном объеме информировать американцев. Тем более когда речь идет о таких вопиющих преступлениях.
"Сейчас выясняется, что Россия пошла на беспрецедентный шаг: были переданы телефонные разговоры. Я могу сказать из опыта организации работы, это редкий случай, когда спецслужба идет на такой шаг, - говорит Николай Ковалев. - Вся информация, которая имелась у российской стороны, была передана американцам. Но не хватило самого главного - доверия к этой нашей информации".
Тем временем стало известно, что "Джеймс Блонд" предлагал россиянину, которого пытался завербовать, огромные деньги. Причем сумма зависела не от качества сведений, а всего лишь от продолжительности беседы. Чем дольше - тем больше. Очевидно, что црушник действовал по канонам несколько устаревшего шпионского жанра.