03.06.2013 23:47
    Поделиться

    Клаус Бройниг: Российский авторынок в 2012 году побил новый рекорд

    Российское правительство приняло решение актуализировать Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года в части приведения ее в соответствие с условиями членства Российской Федерации в ВТО. Планируется в том числе снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, используемых при производстве автомобилей и автокомпонентов в режиме промышленной сборки, а также реализация программы льготного автокредитования. Союз немецкой автомобильной промышленности (VDA) активно работает на российском рынке. В него входят все автомобилестроители, имеющие производство в Германии, а также более 500 производителей компонентов. Корреспондент "РБГ" попросил прокомментировать ситуацию на российском рынке автомобильной промышленности исполнительного директора VDA Клауса Бройнига.

    Каковы ваши оценки роста рынка автомобильной промышленности России в 2013 году по сравнению с европейскими партнерами?

    Клаус Бройниг: Российский автомобильный рынок в прошлом году побил новый рекорд, превысив показатели докризисного 2008 года. В 2013 году мы рассчитываем на консолидацию рынка легковых автомобилей, который с минусом в 1 процент стабилизируется на уровне прошлогодних показателей. Западноевропейский рынок легковых автомобилей в текущем году уменьшится на 5 процентов и достигнет продажи 11,1 миллиона единиц. По всей вероятности, тем самым будет пройдена низшая точка.

    В чем заключается стратегия немецкого капитала в секторе автомобильной промышленности в России? На что будет в перспективе делаться основная ставка - на экспорт готовой продукции или расширение производства на месте?

    Клаус Бройниг: Мы придерживаемся в России успешной стратегии, в основе которой двуединый подход - экспорт автомобилей из немецких предприятий с одновременным расширением производства на месте. Обе эти позиции прибавили в 2012 году. В частности, немецкие производители поставили в прошлом году в Российскую Федерацию 157 тысяч легковых автомобилей. С еще большими темпами росло производство на месте, составив 180 тысяч автомобилей.

    Какого уровня локализации рассчитывают достичь в 2013 году в России немецкие производители легковых автомобилей? Насколько россиянам удалось добиться повышения качества при производстве комплектующих?

    Клаус Бройниг: На всех развивающихся рынках просматривается тенденция к более высокому уровню локализации. Во всяком случае, это не должно приводить к тому, чтобы импорт автомобилей дорожал из-за пошлин или ограничивался. Мы надеемся, что Россия после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) в августе 2012 года будет придерживаться правил международной торговли и ориентировать на них свою промышленную и торговую политику. Важным аспектом членства в ВТО является одинаковый подход к местным и зарубежным предприятиям. Введенный вскоре после вступления России в ВТО утилизационный сбор ставит в неравноправное положение импортеров. В этой связи мы ожидаем изменений. Россия должна воспользоваться утилизацией автомобилей как шансом для создания рыночно ориентированной системы утилизационных мероприятий. В ЕС гарантия утилизации автомашин со стороны производителей и импортеров оправдала себя. Что касается высокого уровня качества, пример немецкой автомобильной промышленности показывает, что этого можно добиться и поддерживать только совместными усилиями производителей и поставщиков запасных частей. Высокого качества нельзя достичь в один миг, это требует терпения и последовательности. Повышение качества производства и работы поставщиков, особенно на растущем российском рынке, имеет решающее значение.

    В сфере качества Союз немецкой автомобильной промышленности ведет в России активную работу. В Москве создан Центр менеджмента управления качеством. Немецкие производители нуждаются на российском рынке в поставщиках комплектующих, соответствующих признанному в мире качеству немецкой продукции. В центре проводится обучение российских сотрудников по выработанным между немецкими производителями и поставщиками стандартам и правилам. В 2012 году 600 российских участников приняли участие в обучении. Они прошли курсы управления системами и методами качества, получили практические знания работы с инструментами обеспечения контроля над производством качественной продукции. С центром менеджмента управления качеством сотрудничают более 60 немецких предприятий, а также многие российские фирмы.

    Какой процент российского автомобильного рынка немцы планируют освоить и каким образом?

    Клаус Бройниг: В прошлом году участие немецких производителей на российском рынке легковых автомобилей увеличилось на 3 процента, достигнув 20,9 процента. За период с января по апрель 2013 года этот показатель составил 21 процент. Несмотря на небольшое снижение в этот период продажи легковых автомобилей на два процента, российский рынок имеет тенденцию к росту. Немецкие производители и поставщики хотят совместно с российскими партнерами по кооперации использовать этот шанс.

    Каковы причины снижения экспорта в Россию автомобилей в первом квартале 2013 года?

    Клаус Бройниг: Экспорт легковых автомобилей в Россию в первом квартале 2013 года по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился на 21 процент, составив 31 608 единиц. За первые три месяца текущего года производство автомашин на месте снизилось на два процента (41 257 единиц). Однозначно просматривается дальнейшее смещение акцентов в направлении производства на месте. Определенно, в этом случае сказывается введение утилизационного сбора, который должны учитывать импортеры. В то же время производитель на месте может быть освобожден от уплаты сбора при определенных условиях выдачи соответствующей гарантии на утилизацию. Я убежден, что Российская Федерация имеет большие шансы решить свои автомобильные цели, создавая привлекательные для инвесторов условия на местах и дополняя это открытыми рынками для экспортеров.

    Каковы перспективы экспорта продукции автомобильной промышленности из России в Германию в 2013 году, а также экспортных поставок в третьи страны?

    Клаус Бройниг: Прежде всего перед Россией стоит задача обслужить внутренний рынок и создать эффективную автомобильную промышленность. Это будет способствовать созданию добавленной стоимости и новых рабочих мест. Активность в области экспорта будет очередным шагом. Будущее покажет, насколько велик интерес россиян в открытых экспортных рынках. Несомненно, первоочередной целью России являются рынки развивающихся стран.

    Поддерживает ли правительство Германии местных автопроизводителей, в том числе работающих на российском направлении? В текущем году в России для стимулирования автопромышленности планируется осуществить программу льготного кредитования.

    Клаус Бройниг: Политика федерального правительства ориентирована на обеспечение свободного доступа на рынки и создание свободной конкуренции. Выборочной поддержки для поощрения экспорта не оказывается. Практика показывает, что в прошлом предоставление государством льготных кредитов приносило лишь мимолетный успех и не улучшило в действительности конкурентоспособности и состояние промышленности.

    Что, на ваш взгляд, все еще мешает в России расширению взаимодействия с немецкими партнерами в секторе автомобильной промышленности?

    Клаус Бройниг: Общий стенд Германии на Московском международном автомобильном автосалоне ясно продемонстрировал, что сотрудничество между немецкими и российскими предприятиями становится все интенсивнее. Мы зафиксировали большой интерес немецких поставщиков комплектующих. Именно в этой области обеим сторонам предоставляются большие шансы. Конечно, такая интеграция потребует терпения и времени. Я убежден, что сотрудничество между Германией и Россией в автомобильной промышленности будет в дальнейшем только набирать обороты. И не в последнюю очередь 65-й Международный автосалон, который состоится 12-22 сентября 2013 года во Франкфурте-на-Майне, станет отличной платформой для углубления немецко-российских отношений.

    Поделиться