Новости

18.06.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Воспаление хитрости

Сотрудники нередко отпрашиваются с работы под надуманными предлогами
Кому из нас не приходилось отпрашиваться с работы по личным делам? В исследовательском центре рекрутингового портала Superjob.ru решили выяснить, какие причины сотрудники называют своему начальству - реальные или вымышленные. Результаты получились оптимистичные: 79% опрошенных сообщают руководству истинные причины своего отсутствия. Чаще всего сотрудники уверены, что обманывать незачем: по их мнению, адекватный руководитель, скорее всего, поймет своего подчиненного и пойдет ему навстречу. 9% опрошенных заявили, что вообще никогда не отпрашивались с работы и находят другие способы совмещения личной и профессиональной жизни ("все вопросы после работы", "решаю все в выходные дни" или "не отпрашиваюсь, просто ухожу и все").

Те, кому отпрашиваться все же приходилось, считают, что правду стоит говорить потому, что "можно забыть, что ты врал в прошлый раз, и запутаться", а также потому, что "начальник сам отсутствует, когда решает личные проблемы". Интересно, что среди тех, кто не боится сказать правду о причинах отсутствия на работе, женщин чуть больше (81% против 78% среди мужчин).

12% сотрудников обманули своего руководителя, когда в последний раз отпрашивались с работы. Чаще всего они объясняют это кажущейся "неуважительностью" причины: "отпрашивался на собеседование - как тут не соврать" или даже "хотелось просто выспаться, сказал, что поеду к зубному с утра". Такое поведение в большей степени свойственно молодежи до 24 лет (среди них доля сказавших неправду составляет 15%, тогда как среди опрошенных старше 45 лет - 10%).

Какие же причины заставляют россиян отпрашиваться со службы, порой во вред карьере? Чаще всего это посещение врача. Среди других популярных причин - оформление документов, вопросы, связанные с детьми, личные дела и учеба. Реже свое рабочее место сотрудники покидают из-за плохого самочувствия или вопросов, связанных с автомобилем, чтобы попасть на праздник или похороны, помочь родственникам или просто выспаться. Среди ответов встречались и довольно экзотические - например, "сходить в театр на чудесный спектакль", "относил кота на уколы", "сдавал кровь на станции переливания". По мнению генерального директора рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Татьяны Доляковой, если отношения с непосредственным руководителем складываются правильно, а значит доверительно, то сложностей не возникает. Ни подчиненный не злоупотребляет доверием руководства, ни начальник не создает дополнительных препятствий. "Когда возникают случаи обмана босса, это сигнал к плохо выстроенным деловым отношениям. Либо, увы, свойство натуры подчиненного", - отметила эксперт.

А стоит ли говорить своему начальству о том, что отпроситься нужно на собеседование в другую компанию? По мнению Доляковой, здесь все зависит от корпоративной политики и персонального решения сотрудника. "У нас были случаи, когда узкий специалист официально объявлял своему руководителю о том, что ему нужен другой уровень задач, и получал добро на поиск нового места работы. Тем временем компания начинала искать ему замену", - рассказала эксперт. Руководитель группы подбора персонала кадрового центра "Юнити" Ирина Антоненко считает, что все зависит от уровня доверия между руководителем и подчиненным.

- Если между руководителем и подчиненным сложились доверительные отношения, то, на мой взгляд, следует держать начальника в курсе своих решений, параллельных работ и проектов, - говорит она, - чтобы его не застало врасплох неожиданным вопросом вышестоящее руководство, до которого дошли какие-то неопределенные слухи. Многие специалисты боятся рассказать о своем решении покинуть рамки компании заранее, так как политика некоторых организаций предписывает "расставание" с такими людьми в течение двух недель, а сотрудник еще не уверен, сможет ли он быстро найти новое место работы, и использует текущее в качестве "запасного аэродрома".

Практика экспертов кадрового рынка подтверждает результаты опроса: в большинстве случаев сотрудники называют реальную причину, по которой им необходимо прогулять работу. По опыту Ирины Антоненко утаить причину подчиненные стараются тогда, когда считают ее неуважительной (например, "захотелось побольше поспать", "съездить в магазин без очередей" и др.). Или же если эта причина может повредить работе (поиск новой работы без уведомления об этом текущего работодателя, участие в других проектах на условиях freelance). Эксперт предупреждает, что злоупотреблять частотой отпрашиваний не стоит. Каким бы хорошим ни был руководитель, рано или поздно любому терпению приходит конец, особенно если отпрашивания негативным образом влияют на работу. "Обычно чем дольше специалист работает в компании, тем более "вольготно" он ведет себя, чаще отпрашивается, опаздывает и пр. Многие считают, что они уже заслужили такое положение "выслугой лет", хотя, на мой взгляд, этого не должно быть", - заключила Антоненко.

ОПРОС "РГ"
Экономика Работа