Стоит еще раз сказать о нашем вертолете Ка-52 "Аллигатор". Необычным в его представлении было то, что на статической стоянке Ка-52 показывались управляемые ракеты, находящиеся на вооружении только стран НАТО, да и то не всех. По словам генконструктора фирмы "Камов" Сергея Михеева, их вполне можно установить на "Аллигатор" после не очень сложной адаптации.
В качестве западного оружия на Ка-52 могут быть использованы ракеты типа: PARS 3LR ATGM, MISTRAL ATAM и MARTE MK 2/S.
PARS 3LR ATGM - самонаводящаяся ракета класса воздух-поверхность, поражающая цели в радиусе от 500 до 7000 метров и действующая по принципу: выстрелил - забыл. С точки зрения экспертов по вооружению, это самая эффективная высокоточная ракета, устанавливаемая на боевые вертолеты.
MISTRAL ATAM - ракета, имеющая инфракрасную головку самонаведения, с радиусом поражения 600 - 6500 метров.
MARTE MK 2/S - вертолетная сверхзвуковая противокорабельная ракета. Она наиболее интересна, так как сейчас завершается создание Ка-52 корабельного базирования, и ракеты вертолет-корабль для морской версии весьма актуальны.
Вообще, вертолетная экспозиция в Ле Бурже была очень интересной. Доминировал на ней EUROCOPTER. Если Россия показала, наверное, самый мощный боевой вертолет в мире - Ка-52, то европейцы демонстрировали в свободном доступе экспериментальный скоростной вертолет Х3. Представители "Еврокоптера" заявили, что 7 июня вертолет Х3 в испытательном полете достиг скорости 472 км/час, а вообще он может летать со скоростью 487 км/час.
Сейчас развернулась жесткая конкурентная борьба между американцами и европейцами по созданию скоростного вертолета. У фирмы "Сикорский" концепция более продвинутая, "Еврокоптер" идет классическим путем. Кто в итоге победит - сказать трудно. Но тот, кто станет первым - обрушит весь мировой вертолетный рынок, став на нем абсолютным монополистом. Все будут брать винтокрылые машины, взлетающие и садящиеся вертикально, а горизонтально летающие со скоростью 500 км/час и более.
Обидно и не понятно то, что Россия в этом соревновании потерялась. В Ле Бурже мы ничего не показали, хотя и на "Миле" и в "Камове" существует множество концептуальных моделей скоростных вертолетов нового поколения.
Не показала наша страна в Ле Бурже и беспилотные летательные аппараты. Такое впечатление, что беспилотников у нас просто нет. Хотя сейчас весь мир их выпускает в большом количестве. Смешно, собственные беспилотные летательные аппараты показывают даже представители арабских стран Ближнего Востока и Ирана, а Россия молчит.
Если оценивать экспозицию в Ле Бурже, то создается впечатление: продвинутый мир скоро вообще откажется от пилотируемых боевых самолетов, перейдя на дроны - так еще называют беспилотники.
В Ле Бурже показали две концептуальных новинки. Один под названием nEUROn стоял в закрытом павильоне, выполненном в виде летного шлема. Название, очевидно, должно символизировать будущее управление техническими системами, аналогичное тому, как действует мозг человека. Модель амбициозная, но очень сырая и, скорее всего, дорогостоящая.
Итальянцы показали практически готовую к исполнению концепцию тяжелого дрона P.1 HH , созданного на базе хорошо отработанного самолета бизнес-класса P.180 Avanti II, характерного двигателями, расположенными "задом наперед", винты которого толкают самолет в воздухе, а не тянут вперед и вверх.
Беспилотник P.1 HH Hammerhead способен, по заявлению его создателей, решать практически все задачи в воздухе: от стратегический и тактической разведки до нанесения точечных ракетно-бомбовых ударов. Внешне эта машина впечатляет.
Было продемонстрировано целое семейство, так сказать, классических беспилотников, опять же итальянской разработки, которые выполняют как боевые, так и разведывательные функции.
А еще итальянцы удивили всех концепт-проектом дрона, летающего на электромоторах и названного Projekt Zero. Смотрится он совершенно фантастически и похож на летательные аппараты из фильма "Аватар". Подъемную силу создают два мощных вентилятора, которые также обеспечивают движение во все стороны. Представители "Агусты Вестланд", презентовавшие концепцию, уверяли, что это не научная фикция и не красивая фантазия, а будущая реальность винтокрылых машин.
Отдельное слово надо сказать о шоу, организованном компанией Parrot, в котором участвовал рой миниатюрных дрончиков. В застекленном павильоне небольшие беспилотники по команде оператора разом взлетали и начинали под ритмичную музыку свои совершенно фантастические воздушные выкрутасы. Они соединялись в плотную стайку, разлетались в разные стороны, в такт махали крылышками, кланялись зрителям или кружили в ритме вальса. Особенно захватывала массовая и очень слаженная атака под Вагнеровский "Полет Валькирий". Около павильона с этим шоу всегда было очень многолюдно.
Подумалось, ведь пройдет немного времени, и воздушная акробатика боевых самолетов на авиасалонах может и перестать быть востребованной зрителями. В небе начнут танцевать не маленькие беспилотники-модельки, а мощные дроны, которым не страшны никакие перегрузки. Зрелище будет еще то!
Интерес посетителей Ле Бурже вызвал итальянский самолет MC-27J Spartan, окрашенный в черный цвет и с характерным профилем "спартанца" на высоком киле. Этот самолет несет на борту пушку калибра 30-мм с большим боекомплектом, стреляющую с бокового отверстия ближе к хвосту самолета. Первыми концепцию стрельбы с тяжелого самолета пушками даже большего калибра реализовали американцы. Она оказалась эффективной еще во время войны во Вьетнаме. Теперь что-то подобное сделали в Италии.
Интересный тренд, который присутствовал на салоне, - адаптация совершенно мирных самолетов к ведению боевых действий. В Ле Бурже повышенным вниманием пользовался винтовой самолет Embraer Super Tucano EM 314B с хищной раскраской. Абсолютно гражданский самолет несет под крыльями солидный боекомплект и позиционируется как штурмовик.
Однако всех переплюнули американцы. На предыдущих салонах в Ле Бурже они удивляли посетителей сельскохозяйственным самолетом AIR TRAKTOR, с ракетами, бомбами и пушками под крыльями и полностью бронированной кабиной. В этот раз другая американская фирма IOMAX показала свой "сельскохозяйственный" штурмовик без ложной скромности названный ArchAngel. Вооружение этого "Архангела", размещенное на шести точках подвески впечатляет. Его создатели считают, что такая машина может быть очень востребована в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Наверное, для борьбы с пиратами и мелкими бандгруппами в джунглях "Архангел" действительно хорош.
А если он попадет в руки террористов? Стоит дешево, управлять им, в том числе и стрелять, легко. Как быть в этой ситуации, тем более в США - стране, помешанной на борьбе с мировым терроризмом. Хотя сама концепция мобилизационного переоборудования легкой гражданской авиации в военную - очень интересна.
Впрочем, есть и другая концепция - создавать учебно-тренировочные реактивные самолеты в версиях легких ударных самолетов. Наш Як-130 в этом смысле был ярким примером. Как было объявлено в Ле Бурже, скоро может появиться боевая версия этого самолета. Как уже писала "РГ", на ударном Як-130 будет установлено легкое бронирование, появятся системы радиоэлектронного подавления, будут установлены современный радарный комплекс и оптико-электронное оборудование для управления высокоточным оружием, появится система дозаправки в воздухе. Як-130 станет всепогодным.
Все это даст возможность использовать самолет в боевых условиях без захода его в зону поражения средствами ПВО ближнего боя.
Нельзя не отметить тягу европейцев к созданию экологически чистых летательных аппаратов. Ранее здесь, в Ле Бурже, демонстрировались самолеты, летающие на солнечной энергии или использующие биотопливо, добываемое из растений.
В этот раз корпорация EADS в соавторстве с фирмами Siemens и Diamond Aircraft показала два легких самолета. Один работает только на электрической энергии, причем его аккумуляторы - легкие и мощные. Отличительная черта такой машины - не только экологичность, но и бесшумность полета, что, возможно, привлечет внимание военных заказчиков.
Другой самолет - хоть завтра в серию. DA36 E-Star 2 имеет гибридную энергетическую установку - роторный бензиновый двигатель мощностью 80 kW и электромотор мощностью 65 kW.
Обе машины пока используются как летающие лаборатории. Но в воздухе они держатся очень уверенно. Немецкие инженеры - их создатели считают: у легких самолетов с чисто электрическими и гибридными двигателями большое будущее.
Наряду с экологически чистыми двигателями все большее место в авиастроении занимают композиционные материалы. Американцы на свой "Лайнер мечты" первыми в в мире установили крылья из композиционных материалов. В развитии нашего "Сухого Суперджета" тоже планируется использовать все больше и больше композитов. А для перспективного МС-21, презентация внутреннего оформления которого состоялась на "Париж Аэрошоу - 2013", композиты станут одним из основных конструкционных материалов.
С 2012 года российский холдинг "РТ-Химкомпозит" ведет разработку технологий изготовления углепластиковых конструкций для кессонов киля и стабилизаторов самолета МС-21. Сегодня уже есть натурные прототипы этих агрегатов - интегральная стрингерная панель из углепластика, используемая в панельных и оболочечных конструкциях ракетно-космической техники, которая также будет применяться для кессонов хвостового оперения МС-21.
Полностью пластмассовые самолеты, правда, только легкие, выпускает австрийская фирма Diamond Aircraft Industries, экспозицию которой посетил министр обороны РФ Сергей Шойгу.
Дело в том, и об этот "РГ" подробно рассказывала, госкорпорация "Ростех" в Ле Бурже подписала с этой фирмой соглашение, о совместном производстве и совместной разработке легких многоцелевых самолетов, способных выполнять самые различные функции: от грузо-пассажирских перевозок на расстояние в 1000 км до мониторинга воздушной и наземной обстановки.
Было в Ле Бурже, как всегда, немало летающих раритетов, выпускавшихся более полувека, а то и век назад. И глядя на них видно, какой рывок совершило человечество в освоении воздушного пространства. С другой стороны даже завидно тем, кто активно жил в середине ХХ века. Тогда едва ли не каждый год появлялись новые самолеты, не похожие на предшественников. Сейчас абсолютно новая машина - большая редкость. Аэродинамические формы окончательно оптимизировались, и облик любого перспективного самолета - военного или гражданского - заранее предсказуем.
Президент Франции посетил салон в пятницу, 21 июня. Причем прилетел в Ле Бурже он на транспортном самолете А-400М. Таким образом Франсуа Олланд поддержал на политическом уровне общеевропейский проект А-400М, который идет с большими техническими трудностями.
Можно лишь сожалеть о том, что аналогичный российско-украинский Ан-70, который прекрасно отлетал в Ле Бурже, готов к производству, и технических проблем у него, практически, нет, но тормозят политики. В отличие от объединенной Европы совсем недавно единые Россия и Украина никак не могут договориться на высшем уровне и снять все проблемы, большей частью именно - политические, с этого проекта.
Ожидаемый со дня открытия европейский А-350 пролетел над Ле Бурже в пятницу всего за 15 секунд. Его появление в небе приурочили к визиту французского президента.
Салону "Париж Аэрошоу - 2013" можно сказать: прощай. А грядущему салону МАКС-2013: до скорой встречи! Международный авиакосмический салон в Жуковском будет работать с 27 августа по 1 сентября.