03.09.2013 00:49
Рубрика: Банки

Занял и не вернулся

Объем просроченной задолженности по автокредитам за год увеличился более чем на треть - до 34,3% - и достиг 41,4 млрд руб., отмечается в обзоре коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн". По итогам 2013 года просрочка достигнет 54 млрд руб., а в 2014-м превысит 80 млрд руб., прогнозируют эксперты.

В агентстве обращают внимание и на рост среднего размера задолженности по автокредиту: если в 2012 году он составлял 530 тыс. руб., то в 2013-м - 550 тыс. руб. Эксперты связывают это с высокими ставками на автокредиты, в среднем они составляют сегодня 15-16%, а также с ростом цен на сами автомобили.

Замгендиректора по продажам и маркетингу "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Терехова считает, что качество автокредитов несколько ниже, чем розничных ссуд в целом. По ее словам, сегодня просрочено около 6% от совокупного портфеля автокредитов. Противоположного мнения придерживается начальник управления разработки и контроля процессов взыскания департамента проблемных активов ВТБ 24 Наталья Никульникова. Она считает, что по сравнению с другими продуктовыми группами автокредиты демонстрируют гораздо лучшее качество. Уровень проблемных долгов чуть выше, чем по ипотечным кредитам, обеспеченным залогом недвижимости, но существенно ниже, чем по необеспеченным потребительским кредитам и кредитным картам. Это обусловлено более обеспеченным сегментом клиентов, а также наличием обеспечения, которое дает больше вариантов урегулировать долг за счет залога, пояснила эксперт.

- Рост объема проблемных автокредитов в первую очередь связан с существенным ростом объемов автокредитования, - считает Никульникова. - При этом доля длительной просрочки в общем портфеле, конечно, выросла, но не так существенно. В ВТБ 24 доля длительной просрочки по автокредитам (более 90 дней) за 7 месяцев 2013 года выросла всего на 0,3 процентных пункта.

А вот сегмент кредитных карт демонстрирует действительно негативную динамику: по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), доля дефолтных кредитов (просрочка свыше 120 дней) по картам выросла на 29% в первом полугодии. Объем дефолтных кредитов в сегменте по состоянию на 1 июля составлял около 49 млрд руб., совокупный объем рынка кредитных карт оценивается в 1,2 трлн руб.

В НБКИ рост просрочки объясняют увеличением общего числа кредитов, а также ухудшением платежной дисциплины заемщиков и активным вовлечением в кредитный процесс тех слоев населения, которых ранее кредиторы не рассматривали. По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, банки начали выдавать кредиты с повышенным риском, что привело к ухудшению качества кредитных портфелей. Наиболее заметно это помимо кредитных карт в сегменте потребительских кредитов.

Елена Терехова добавила, что банки осознают высокие риски невозврата даже по обеспеченным кредитам, поэтому они стали передавать просроченные долги коллекторам на более ранних сроках. "Старые долги по-прежнему остаются в работе, но к ним добавляются и более молодые, поскольку при взыскании долгов на поздних стадиях доля погашения задолженности за счет реализации залога существенно ниже",- отметила эксперт. При этом, по ее словам, при стандартном сроке передачи долгов по автокредитам (с просрочкой около года) за счет реализации залога удается вернуть не более половины кредита. На таком этапе из общей суммы долга на штрафы и пени приходится около 30%, остальное - основной долг.