04.09.2013 21:02
Рубрика: ДТП

Цена покоя

На Южном Урале восстанавливают системы видеонаблюдения в городах
В регионах УрФО создают системы видеонаблюдения в рамках программы "Безопасный город". На Южном Урале эту работу начали раньше других - поводом стал ряд резонансных ДТП с человеческими жертвами, происшедших буквально одно за другим.

В конце июля в регионе сформировали рабочую группу, а через месяц учредили ГУП "Безопасный город", которое будет действовать в связке с полицией и муниципалитетами. Создание госпредприятия обойдется бюджету в 66 миллионов рублей, а его содержание - еще в 27 миллионов в год. Филиалы ГУПа появятся и в крупных городах Южного Урала. В частности, в Челябинске одноименное муниципальное бюджетное учреждение будет создано уже до конца сентября. На первом этапе на наиболее оживленных перекрестках города разместят 40 видеокамер, фиксирующих правонарушения. Также предприятие возьмет на себя нанесение разметки, установку дорожных знаков и ограждений остановок городского транспорта.

Между тем, если вернуться на несколько лет назад, выяснится: в известной степени система обеспечения безопасности, включающая региональную сеть видеонаблюдения, подсистемы видеофиксации и экстренной связи "Гражданин-полиция", сеть передачи данных и центр их обработки, уже существовала. С 2006 года на ее создание из областной казны выделено 220 миллионов рублей. На дежурство было поставлено 658 видеокамер, охватывавших 106 зон наблюдения. Большая их часть размещалась в Челябинске и была связана с центром автоматизированной видеофиксации. С его помощью зарегистрировали 34 тысячи нарушений ПДД, общая сумма штрафов по которым достигла 18 миллионов рублей (по области - свыше 114 миллионов). Были и случаи раскрытия угонов автомобилей.

Однако после перехода полиции на федеральное финансирование развитие систем дорожной видеофиксации в Челябинской области приостановилось: в бюджете МВД расходы на обслуживание и содержание этой аппаратуры заложены не были. Первоначально предполагалось передать все оборудование на баланс муниципалитетов, однако власти территорий от этого отказались из-за дефицита средств.

В июне текущего года, выступая на заседании гордумы Челябинска, представитель УМВД города сообщил, что видеокомплекс практически не обслуживается, а некоторые камеры вышли из строя. По оценке полиции, это привело к снижению выявляемости административных правонарушений в два раза. Статистика ДТП выглядит еще более печально: деградации системы видеофиксации предшествовало 20-процентное сокращение штата инспекторов ДПС. Сегодня из-за нехватки средств мертвым грузом лежит оборудование видеоконтроля в Магнитогорске, приостановлены работы в Златоусте, в Миассе шесть постов не могут полноценно работать из-за проблем с оплатой связи. Аналогичные проблемы в Копейске.

Упущенное время и понесенные траты уже не вернешь, но теперь ситуация хотя бы сдвинется с мертвой точки. Осталось лишь решить вопрос доставки штрафных квитанций по выявленным правонарушениям. По подсчетам властей, Южному Уралу потребуется дополнительно 18 миллионов рублей в месяц на почтовые расходы. Средства на это, как и на развитие сети видеонаблюдения, предполагается получить с самих нарушителей, попавших в объективы камер. Кстати говоря, в Свердловской области эта проблема решена.

Полпред президента в УрФО Игорь Холманских, проводя недавно в Челябинске совещание, посвященное этой проблеме, поставил перед главами субъектов задачу передать оборудование с баланса МВД на баланс регионов и муниципалитетов, интегрировав при этом все системы в единый комплекс. Особых возражений у губернаторов это не вызвало. Впрочем, как и особого энтузиазма - бюджетные "дыры" за прошедшее время только разрослись. А это заставляет задуматься о реальной эффективности всего проекта.

Справка "РГ"

На 1 августа 2013 года в населенных пунктах и на объектах транспортной инфраструктуры субъектов УрФО действует 675 систем видеонаблюдения для охраны правопорядка, 229 устройств экстренной связи "Гражданин-полиция" и 91 стационарный комплекс мониторинга состояния автодорог и фиксации правонарушений дорожного движения.