04.09.2013 23:09
    Поделиться

    В Венеции покажут фильм Германа-старшего "Мой друг Иван Лапшин"

    Отреставрированный фильм "Мой друг Иван Лапшин" - в Венеции
    7 сентября на острове Лидо завершает свою работу юбилейный 70-й Венецианский кинофестиваль, или, как его еще называют, Мостра. За день до закрытия - 6 сентября - на нем в программе "Венеция. Классика" будет показан отреставрированный фильм Алексея Германа-старшего "Мой друг Иван Лапшин", созданный в 1984 году, где снимались Андрей Болтнев, Андрей Миронов, Нина Русланова, Александр Филиппенко и другие. Программа эта с нынешнего года стала конкурсной, так что есть шанс, что 7 сентября среди победителей киносмотра окажется и эта - очень русская - картина.

    Но что такое отреставрированное кино? Мы уже привыкли к ремейкам или к фильмам в цвете. Но что увидят в Венеции и пока не увидят в России, потому что прокатная судьба отреставрированной версии одного из лучших фильмов Германа пока не решена. Речь пока идет лишь о фестивальной судьбе картины.

    В последнее время появилась тенденция реставрировать старые картины. Более того, такие работы пользуются большим спросом во всем мире. Обозреватель "РГ" задала несколько вопросов главе Госфильмофонда - организации, где хранится фильм "Мой друг Иван Лапшин" и где, собственно, проводилась реставрация, Николаю Бородачеву. Кстати, он рассказал о том, что в преддверии Венецианского фестиваля люди в его ведомстве, реставрируя картину, работали с полной самоотдачей каждый день до поздней ночи.

    Николай Бородачев:У нас, в Госфильмофонде, сейчас самое современное оборудование, - говорит Николай Бородачев. - По графику мы должны были отреставрировать фильмы Германа к 2016 году. Первый фильм "Мой друг Иван Лапшин" мы сделали за три месяца. Работали и в субботу, и в воскресенье, и оставались на ночь. Думаем, что ни одна европейская страна не справилась бы с такой реставрацией сегодня. Результат превзошел все ожидания.

    Скажите, пожалуйста, а что значит отреставрировать фильм. Как реставрируют живопись и скульптуру, мы приблизительно знаем. А кино как?

    Николай Бородачев: Со временем с кинопленкой происходят разные физические и химические процессы. Она становится непригодной для показа. Мы переводим фильм на "цифру". Так что реставрацию делают для того, чтобы фильм был пригоден для показа. Есть разные ее способы - химический, компьютерный, механический.

    А вы каким способом реставрировали картину Германа-старшего?

    Николай Бородачев: Всеми способами в комплексе. Потому что фильм был в таком состоянии, что требовал комплексных работ. И конечный итог: когда мы все уже отреставрировали, у нас получился продукт на кинопленке хорошего качества, который мы перевели на цифровой формат, пригодный для показа по телевидению, для домашнего просмотра... То есть этот фильм сейчас можно заново показывать где угодно. Вот, скажем, мы учредили в Ницце фестиваль "Русское кино". И в нем есть программа "Премьера". Принцип отбора - чтобы фильм не видели европейцы. И следующей премьерой будет отреставрированный фильм "Мой друг Иван Лапшин".

    Как я поняла, Госфильмофонд сегодня обладает такими технологиями, что вы можете провести не просто реставрацию фильма в любом состоянии, но и осуществить перевод в формат, например 2D, 3D или 4К? Это действительно так?

    Николай Бородачев: Да, это так. Но 3D это вообще российский формат. Мы восстановили фильм 3D выпуска 1940 года. Все твердят, что это пришло к нам с Запада, но это российское изобретение, которое существовало и прежде. Мы восстановили на сегодняшний день три фильма начиная с 39-го года. В формате 3D получились очень красивые картины. Приглашаю вас посмотреть. Мы будем делать премьеры в кинотеатре "Иллюзион", о чем сообщим дополнительно.

    А как вы сами предпочитаете смотреть старое кино? Вы бы предпочли фильм на старой шуршащей пленке, сохранившей следы времени, или отреставрированный вариант?

    Николай Бородачев: Конечно, отреставрированный. Это совершенно другой уровень, особенно в современных технологиях перевода на "цифру". В цифровом изображении восприятие фильма совершенно другое. Оно усиливается, начинаешь лучше понимать замысел режиссера. Для оперативной работы, для показа, для передачи "цифра", конечно, превосходна. Но, к сожалению, для хранения "цифра", конечно, не годна. Фильмы нельзя хранить на цифровых носителях.

    Вы говорили о том, что к вам в Госфильмофонд обратился Питер Гринуэй*.

    Николай Бородачев: Да, он тоже хочет с нами заключить контракт на реставрацию его картин.

    И, наверное, кроме него, обращаются известные люди с мировым именем.

    Николай Бородачев: Есть много желающих. Просто фамилия Гринуэя наиболее значима. А остальные имена я раскрывать пока не буду. Но могу сказать, что в целом поток запросов на старые фильмы увеличился в 20 - 30 раз.

    * Британского режиссера и писателя Питера Гринуэя в России знают по картинам "Книги Просперо", "Чемоданы Тульса Люпера", "Восемь с половиной женщин", "Записки у изголовья. Интимный дневник" и другим.

    Мнения

    Об отреставрированном фильме "Мой друг Иван Лапшин":

    • "Современное поколение не видело эту картину на большом экране" (Петр Шепотинник).
    • "Я счастлив, что принимал участие в этом великом проекте. Уверен, что все участники - от костюмера до Андрея Миронова - чувствовали себя астронавтами, которые попали на другую планету, в другое "четвертое измерение". Великий разрушитель стереотипов был Алексей Юрьевич Герман. И я надеюсь, что еще будет пресс-конференция по итогам конкурса в Венеции" (Александр Филиппенко).
    • "Что для меня имеет большее значение - участие в кинофестивале или реставрация картины? Для нас важно, что картина реанимирована. У нее снова появилась возможность жить (Светлана Кармалита).
    Поделиться