09.09.2013 23:46
    Поделиться

    Новый закон установит стандарты в инжиниринговых услугах

    Глава правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий в области инжиниринга и промышленного дизайна. В "дорожную карту" внесены мероприятия, направленные на разработку и внедрение стандартов, нормативов и правил в области инжиниринга и промышленного дизайна. Реализация "дорожной карты" позволит также разработать комплекс инструментов государственной поддержки, в том числе направленных на запуск перспективных проектов инжиниринговых компаний.

    Появление этого проекта у промышленников вызвало неоднозначную оценку.

    В мире понятие "инжиниринг" используется уже более полувека и включает в себя оказание инженерных услуг с обязательными консультациями по наилучшему применению. В России же этим термином начали оперировать относительно недавно. У нас до сих пор ведутся бурные дискуссии о том, что такое инжиниринг, как его применять и необходимы ли ему регулирование и государственная поддержка.

    Обратимся к Большому энциклопедическому словарю: инжиниринг (от английского engineering, от латинского ingenium - изобретательность; выдумка; знания) - это одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой - предоставление услуг по доведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства.

    Среди промышленников сформировалось определение инжиниринга как совокупности работ прикладного характера с привлечением научных знаний и мирового опыта. Например, разработка материалов, разработка изделий, разработка технологий для серийного (промышленного) производства материалов или изделий и так далее.

    В то же время существуют две философии видения инжиниринга в России. Первая предполагает формирование инжиниринговых центров полного цикла с учетом сохранившихся в регионах проектно-технологических и отраслевых институтов.

    Вторая подразумевает создание инженерных консалтинговых компаний с широким спектром работ и услуг: от составления технических заданий, проектных предложений, разработки машин, оборудования и технологических приемов до консультаций экономического, финансового и другого характера. Но очевидно, что на российском рынке присутствует только инженерный консалтинг.

    Ввиду отсутствия единого глоссария возникает вопрос о том, какая же терминология закладывалась при составлении распоряжения правительства РФ от 23 июля 2013 г. N 1300-р. Например, термин "объект" - это исполнитель инжиниринговых работ или услуг, либо объектом может выступить компания, сочетающая в своем названии слово "инжиниринг" либо "инжиниринговая". Именно дуальность трактовок вызывает вопросы у экспертного сообщества.

    В России вообще нет утвердившегося и закрепленного термина "инжиниринг". При обсуждении проекта "дорожной карты" практически отсутствовала экспертная оценка отраслевых компаний.

    Для фундаментального системного подхода в документе необходимо на первое место поставить базовые отрасли: станкостроение, тяжелое машиностроение. Инжиниринг в этих отраслях носит фундаментальное значение для страны. Затем идут все остальные: ТЭК, нефтехимия и др. Кроме того, не стоит "смешивать в одной корзине" инжиниринг и промышленный дизайн. Такой подход не соответствует логике развития этих услуг. Инжиниринговые компании не занимаются промышленным дизайном, а центры промышленного дизайна не занимаются инжиниринговой деятельностью.

    "Дизайн" в западной практике подразумевает чертежи (изделия, здания, технологические линии и т.п.). Поэтому промышленный дизайн вполне логично должен быть составной частью инжиниринга в широком смысле. У материала, очевидно, не может быть дизайна, а есть физическо-химические свойства, химическая формула и т.д. Из этого следует, что инжиниринг - понятие гораздо более широкое, чем "промышленный дизайн".

    Справедливости ради надо заметить, что в целях налогообложения инжиниринговые услуги определены в абзаце пятом подп. 4 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации как "инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги)". Близкие по смыслу правовые положения - участие инженера (инженерной организации) в осуществлении прав и выполнении обязанностей заказчика строительных работ содержатся в ст. 749 Гражданского кодекса РФ.

    Большой вопрос вызывает отсутствие критериев оценок "Докладов" по "дорожной карте": мониторинг рынка - кого ищем? разработка механизмов - для поддержки кого? откуда и как появятся пилотные проекты и как они приобретут статус пилотных? где анализ реализации и, как следствие, оценка и корректировка механизмов? К сожалению, на данном этапе инициатива правительства не может помочь развитию инжиниринга (инженерии или инженерного дела) в России. Решить эти проблемы поможет готовящийся законопроект "О технологическом регулировании" (рабочее название), в котором будут отражены и определены такие термины, как инжиниринговая деятельность в части создания новых промышленных объектов и модернизации существующих, а также концепция проекта федерального закона с рабочим названием "Об инженерном деле в Российской Федерации". Этим законом предполагается установить стандартизацию, правила, способы и методы решения технических задач.

    Поделиться