Калининградский автокластер поcтроят по принципу ГЧП

В Калининградской области построят автокластер. При реализации проекта будет использован новый для нашей страны механизм государственно-частного партнерства Tax Increment Financing (TIF).

Соответствующее соглашение подписали на днях калининградский автомобильный холдинг, Внешэкономбанк и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ).

Механизм TIF позволяет обеспечить строительство инфраструктуры за счет собственных или заемных средств инвестора. После ввода в эксплуатацию объекты передаются в государственную или муниципальную собственность. Государство, в свою очередь, компенсирует инвестору затраты за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджеты.

Сейчас в самом западном российском регионе на трех площадках выпускаются автомобили BMW, Kia, Chevrolet, Opel и Hyundai. Объем производства автохолдинга в прошлом году составил порядка 250 тысяч авто. Новый кластер к 2020 году объединит до 16 заводов по производству компонентов и пять заводов полного цикла общей мощностью 350 тысяч автомобилей в год.

Общий объем инвестиций в проект составит 140 миллиардов рублей, его реализация позволит создать до 27 тысяч новых рабочих мест. При этом только на объекты инженерной и социальной инфраструктуры планируется направить до 2016 года 29,5 миллиарда рублей.

Изначально предполагалось, что деньги на инфраструктурные нужды автокластера выделят федеральный и региональный бюджеты на принципах софинансирования. Однако позже было принято решение применить новый инструмент ГЧП.

- Получить быстро бюджетные деньги - задача непростая, - комментирует ситуацию президент калининградского автомобильного холдинга Валерий Драганов. - Чтобы не затягивать сроки реализации проекта, мы предложили государству в качестве модели финансирования использовать механизм TIF. Холдинг готов потратить на создание инженерной инфраструктуры собственные средства, а компенсацию получить за счет дополнительных налоговых доходов, которые поступят в бюджет в результате запуска первой очереди автомобильных предприятий. Это очень выгодная схема и для региона, и для компании. Конечно, акционеры рискуют, но мы считаем, что этот риск оправдан.

Калининградский автокластер станет первым в нашей стране проектом, при реализации которого будет использован механизм отложенных платежей. Экспертизу документации и финансовой модели проекта подготовит Федеральный центр проектного финансирования.

- При необходимости мы проведем дополнительные исследования и изыскания, финансово-экономическую и организационно-правовую подготовку, - подчеркивает временно исполняющий обязанности генерального директора ФЦПФ Александр Баженов. - Кроме того, мы готовы привлечь финансирование для подготовки и реализации проекта.

Впрочем, применение механизма TIF в России требует нормативно-правового обоснования. Как отмечают эксперты "РГ", ни налоговое, ни бюджетное законодательство к активному внедрению TIF пока не готовы. "Здесь речь идет не о недоработках и неясностях в законе, а о полной неготовности на уровне базовых принципов", - поясняет юрист юридического бюро DS Law Денис Зайцев.

При этом, как показывает многолетний опыт иностранных государств, с помощью TIF можно успешно решать проблемы стагнирующих регионов.

- Отличительной чертой применения этого инструмента за рубежом является определение зоны TIF, в рамках которой должно осуществляться всестороннее развитие территорий, возрождение заброшенных производственных объектов, развитие промышленности и рынка услуг и так далее, - рассказывает юрист юридической фирмы Art De Lex Анастасия Гришина. - Особенностью является и создание специальных УК, а также бюджетов зон TIF, которые позволяют накапливать суммы дополнительных налоговых поступлений. В России создание зон и управляющих организаций не предусматривается.

В качестве структуры, которая будет аккумулировать налоги и компенсировать затраты инвесторам, может выступить Инвестиционный фонд РФ. Об этом заявил министр регионального развития РФ Игорь Слюняев на форуме "Сочи-2013". Уже подготовлен проект постановления правительства, который предусматривает использование механизма TIF с участием инвестфонда. Cейчас ведется работа по расширению правил использования бюджетных средств инвестиционного фонда - с применением механизма государственных эксплуатационных платежей за объекты инфраструктуры.

Комментарий

Леонид Лимонов, генеральный директор АНО "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр":

- Tax Increment Financing - интересный механизм, однако его применение требует крайней осторожности и от региональных властей, и от инвесторов. Необходимо провести детальную экономическую проработку проекта, юридический анализ рисков. Не ясно, как будет оцениваться вклад кластера в региональную экономику, как будут рассчитываться затраты инвесторов, как будут компенсироваться расходы, если роста экономики не произойдет или реализация проекта пойдет не по плану. Таких вопросов очень много, и на все следует найти ответы.