Опросы показывают, что антибиотики хранятся в домашних аптечках у 90% наших граждан. Это примерно то же самое, что хранить на кухне боевую гранату, - может рвануть в самый неподходящий момент.
В США бактерии, устойчивые к антибиотикам, поражают около 2 миллионов человек в год, из них 23 тысячи в результате погибают, сообщает Национальный центр по контролю и профилактике заболеваний. У нас подобной официальной статистики нет, однако есть данные, полученные НИИ антимикробной химиотерапии Смоленской государственной медицинской академии Минздрава России. Они показывают всю серьезность проблемы устойчивости у возбудителей инфекций дыхательных путей у детей и взрослых (в частности, пневмококков), инфекций мочевых путей (кишечной палочки), желудочно-кишечного тракта (прежде всего, сальмонелл).
- В наших исследованиях показано, что устойчивость к исторически наиболее популярным антибиотикам во внебольничных условиях у возбудителей инфекций дыхательных путей у детей и взрослых - более 32%, инфекций мочевых путей - 9,6%, заболеваний желудочно-кишечного тракта - более 10%, - рассказал "РГ" директор института профессор Роман Козлов.
Но самое опасное, что и в нашей стране появляется все больше так называемых "экстремально резистентных микроорганизмов". По данным того же НИИ антимикробной химиотерапии, до 16% синегнойных палочек в отделениях реанимации и интенсивной терапии России устойчивы ко всем имеющимся в арсенале практического врача антимикробным препаратам. А это значит, что помочь таким тяжелым пациентам врачи почти ничем не могут.
Откуда берется у микробов неуязвимость перед лекарствами, которые когда-то считались спасителями от всех инфекций? Дело в том, что ни один антибиотик, каким бы мощным он не был, не убивает все микробы одновременно. Особенно, если его применяют не в нужной дозе или по неправильной схеме. Какая-то часть из них выживает и дает жизнь следующим поколениями, в которых неуязвимых будет уже больше. За поколением поколение - и вот уже появляется популяция микробов, не боящаяся лекарства.
Инфекционисты рассказывают об известных лабораторных опытах с антибиотиками. В питательную среду добавляли биомицин и выращивали на ней стафилококк. Сначала все микробы не вырастали на среде с антибиотиком, но затем начали появляться отдельные их колонии, а при длительных пересевах они росли на такой среде все лучше. И когда микробам предоставили среду без биомицина, их рост ухудшился или совсем прекратился. То есть ученые получили культуру микробов, которые не только не реагировали на препарат, но и нуждались в нем для нормального роста.
Примерно так происходит, когда мы пьем антибиотики без контроля врача - либо не соблюдая схему и длительность приема, либо вообще не по делу. Например, при банальных острых респираторных заболеваниях (ОРЗ). Они на 90% вызываются вирусами, поэтому и называются ОРВИ. А по данным опроса, проведенного в 2011 году Всероссийским центром изучения общественного мнения, 46% россиян считают, что антибиотики убивают вирусы так же хорошо, как и бактерии. Но это не так, вирусы на антибиотики вообще не реагируют - это другой класс микроорганизмов. Зато те бактерии, которые попадают в наш организм вместе с вирусами или живут в носоглотке (а у нас бывают такие "постоянные" квартиранты) прекрасно приспосабливаются к лекарству и в дальнейшем могут стать причиной серьезной болезни. Свой вклад в развитие устойчивости бактерий к антибиотикам делают и врачи. Они нередко назначают их "на всякий случай", "для профилактики осложнений", особенно детям при банальных "соплях".
Когда стало ясно, что у любого антибиотика век недолог, ученые всего мира кинулись создавать все новые их классы, с разными спектрами и механизмами действия, надеясь создать универсальный препарат, который не приводил бы к устойчивости. Однако номер не прошел - и сегодня научные поиски в этой области значительно сократились. Фармкомпаниям просто невыгодно вкладывать в поиск новых антибиотиков огромные средства без уверенности в том, что их удастся вернуть. Ведь устойчивость быстро разовьется и к ним. Из 111 новых лекарств, созданных в период с 1980 по 2009 год, 61 были антибиотиками, но 26 из них были сняты с производства - со скоростью в 3 раза большей, чем препараты всех других классов. Но поскольку это лекарства все-таки дорогие, выгоду быстро почуяли преступники. По данным ВОЗ, наибольшее количество подделок - до 42% - это как раз антибиотики.
- Чтобы полностью преодолеть эту угрозу, мы должны положить конец нерациональному использованию антибиотиков, - считает член Совета по защите природных ресурсов в Вашингтоне Мэ Ву - Мы не можем также игнорировать их безудержное применение в животноводстве. - Более 90% населения России хранит в домашних аптечках и самостоятельно использует антибиотики, что абсолютно недопустимо! - считает и профессор Роман Козлов. - Несмотря на то, что антибиотики, используемые в клинической практике, являются высокоэффективными препаратами с хорошим профилем безопасности, подбор конкретного лекарства, его дозы и длительности лечения, а также наблюдение за возможными нежелательными побочными реакциями - исключительная компетенция врача.
Так что в следующий раз, когда провизор в аптеке предложит вам полечить простуду антибиотиком, не соглашайтесь. Выбросьте из домашней аптечки все антибиотики. А врача, который их назначил, не поленитесь спросить, с какой целью и для лечения какого заболевания он выписал вам такое лекарство. И уж если окажется, что принимать его необходимо, тщательно пропейте весь курс, который порекомендовал доктор. Потому что может так случиться, что лет через 10-15 нам с вами нечем окажется лечить серьезное инфекционное заболевание. Граната с кухонной полки рванет - мало не покажется.