Своих целей мы не собираемся достигать администрированием, указаниями, что и как делать. Мы делаем прямо противоположное - создаем условия всем и со всеми, кто хочет развиваться, создавать новые знание, технологии и технику. Задача изменения положения науки в стране - это не только задача государства или министерства, это задача общественная!
Для реализации такого подхода мы придерживаемся принципа открытости при принятии любых решений. Но и сама научная деятельность тоже должна быть открыта, независимо и профессионально оцениваема. Периодическая внешняя оценка качества работы любого научного института, отдельных лабораторий и ученых должна быть обязательной. В свою очередь, это позволяет принципиально увеличивать финансирование активно работающих ученых и научных коллективов, расширять их доступ к различным инструментам конкурсной поддержки. И наконец обязательным условием развития науки мы считаем создание четких и ясных перспектив для молодых ученых, рост престижа этой деятельности в обществе. В рамках этих принципиальных подходов, мы и выстраиваем новую систему организации исследований.
Наша задача создать внутренние стимулы к развитию в науке, ориентацию на достижение результата, эффективность и качество, а не на расширение затрат. Понятно, что этого не добиться какими-то отдельными мерами или проектами. Это системная комплексная работа, которая включает в себя как изменение условий работы ученых, организации научной работы, так и существенное изменение положения науки в обществе, статуса ученых и престижа научной деятельности. В результате этих усилий мы ожидаем качественное изменение условий научной работы.
Реформа науки только начинается?! Да, ее цели будут достигнуты тогда, когда в науку будут стремиться молодые и талантливые, когда туда можно будет пробиться только самым одаренным, когда в обществе все будут знать, что это очень перспективная для жизни и уважаемая в обществе деятельность, когда ее результаты будут востребованы в экономике, в образовании, управлении, культуре и других областях общественной жизни.
Мы создаем принципиально иную ситуацию материального положения преподавателей и ученых в вузах, создаем условия для повышения их социального статуса. Для этого мы должны исключить случаи недопустимо низкой оплаты труда преподавателей, обеспечить выполнение указов президента России о доведении средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Еще одно направление наших усилий - это формирование научных лабораторий в перспективных областях исследований. Эта программа мегагрантов направлена на привлечение ученых с мировым именем, независимо от их гражданства, места проживания, создание конкурентоспособных лабораторий и получение передовых технологий.
Первый конкурс был проведен в 2010 году, а в этом году мы проводим уже четвертый открытый публичный конкурс. Важно, что он поддержан научной общественностью и у нас в стране, и за рубежом, и пользуется устойчивым интересом. В этом году более 500 ученых подали заявку на участие в этом конкурсе, которые оцениваются необычно или непривычно пока для нашей науки с точки зрения прозрачности экспертизы. Каждая заявка оценивается и российскими, и иностранными экспертами. Этой работой мы задали высокую планку в проведении экспертизы и принятии решений. Думаю, что это окажет эффект и на другие программы, в том числе на те, которые мы начинаем запускать.
Надо подчеркнуть, что программа мегагрантов продемонстрировала работоспособность и эффективность предлагаемых нами принципов организации науки: открытость решений, международная экспертиза, привлечение талантливой молодежи, ведущих мировых ученых, создание научных лабораторий в прорывных областях науки.
Для реализации научного, организационного, образовательного потенциала мы создаем стимулы развития для активных вузов и научных организаций, коллективов и отдельных ученых.
Например, указом президента России была поставлена задача обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. Вопрос места в мировом рейтинге - это не технический вопрос, и не формальный вопрос, это задача развития, комплексного развития научно-образовательного учреждения. Причем развития на уровне самых высоких мировых стандартов.
Государство поддерживает тех, кто готов развиваться. 15 российских вузов уже стали победителями конкурса на право получения специальной субсидии для продвижения российских вузов в международных рейтингах.
Главным комплексным инструментом поддержки приоритетов государства в науке стали федеральные целевые программы. В этом году мы завершаем реализацию идущих сейчас научных федеральных целевых программ. Они позволили поддержать развитие научных коллективов, активно занимавшихся прикладными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками, созданием новейших технологий по заказу компаний реального сектора экономики.
А сейчас идет техническая подготовка к запуску программ - преемниц этих ФЦП: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 гг. Все конкурсы по новым программам мы планируем провести до конца этого года, чтобы уже с начала следующего года открыть финансирование по контрактам новых ФЦП, сделать его ритмичным, своевременным и эффективным.
Наша задача - создать в стране действенные стимулы для научной работы, для ученых и лабораторий, а также современные эффективные финансовые, экономические, правовые и административные условия для исследований и инноваций, открытые и прозрачные процедуры конкурсов. И если все те изменения, которые мы сейчас планируем и реализуем, будут завершены, то условия научной работы в России для тех людей, которые занимаются наукой, будут существенно улучшены.