Государство продолжит поддержку российского автопрома

В России в этом году упали продажи на автомобильном рынке. Считать ли ситуацию критичной и как власти намерены повлиять на нее, "РГ" рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов.

Российская газета: Многие дилеры паникуют, что в сентябре трафик в салонах резко снизился?

Алексей Рахманов: Я бы не хотел ни приукрашивать, ни драматизировать ситуацию. О том, что трафик в салонах уменьшается, я слышу с декабря прошлого года, но пока это снижение не переросло в глобальное падение рынка. Я - сторонник прагматичного мониторинга того, что происходит. Если мы почувствуем, что появились факторы, которые существенно влияют на рынок, используем наши наработанные механизмы поддержки. Окончательные итоги, скорее всего, покажут, что падение рынка замедлилось. Тогда уже можно будет делать вывод, насколько меры государственного регулирования помогают российскому рынку. Все фундаментальные параметры говорят о том, что наша стратегическая цель - выйти на уровень продаж от 3,5 до 4 млн автомобилей - достижима.

При этом нам нужно позаботиться о синхронизации развития инфраструктуры и динамики отечественного авторынка. В июле 2013 года для его поддержания мы пустили программу льготного кредитования. На конец сентября подано 280 тыс. заявок и выдано почти 80 тыс. льготных автокредитов. Мы понимаем, что программа должна быть бюджетно эффективной. Только по одному НДС и акцизу дополнительный сбор по этой программе составил почти 10 млрд руб. Тратить деньги на поддержание рынка гораздо правильнее и эффективнее, чем помогать конкретным предприятиям. То, что нам удалось открыть программу автокредитования, не дожидаясь корректировок бюджета, и мы убедили банки к ней подключиться, говорит о том, что мобильность в решении проблем существует.

РГ: Вы ратуете за увеличение продаж в кредит. Но сегодня и так доля просроченных займов достаточно высока.

Алексей Рахманов: Мы не можем заставлять или каким-то образом подталкивать банки к принятию решения о выдаче ссуд. Это всегда остается на рассмотрение кредитного комитета. Но когда мы проводили предыдущую программу льготного автокредитования, уровень просрочки по таким займам был гораздо ниже, поскольку люди, которые брали ссуду, более ответственно подходят к этому процессу. Риск как таковой сохраняется, но от него нельзя будет избавиться ни при какой ситуации ни в одной стране. У нас лишь половина заявок выходит на одобрение, и по ним выдаются конкретные средства.

РГ: В целом, по году, оцените насколько все же существенно падение продаж?

Алексей Рахманов: Рынок новых автомобилей за восемь месяцев 2013-го немного просел по сравнению с прошлым годом. Тут сошлось несколько факторов. Начнем с того, что у нас была достаточно высокая база в 2012 году. Благодаря мерам поддержки автопрома было куплено достаточно много машин. Падение в 2013-м в основном связано с уменьшением доли кредитных продаж. Кроме того, мы видим, что покупатели по-разному ведут себя в отношении разных марок автомобилей, поэтому у кого-то рынок продолжает расти, у кого-то падает. Россияне стали очень разборчивы, они уделяют внимание не только непосредственно автомобилю, но и послепродажному обслуживанию - цене сервиса, наличию запчастей.

Если брать в целом - снижение порядка 7%, однако по сегментам ситуация неоднородная, в основном нас, конечно, подводит сегмент коммерческого транспорта.

Что особенно интересно, доля отечественных автомобилей в общем объеме продаж увеличивается. Напомню: согласно Стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года, наша цель - добиться, чтобы доля российских машин на авторынке достигла 80% от продаж. Кстати, производство автомобилей не падает такими же существенными темпами. И это отчасти результат той политики, которую проводит российское правительство в отношении авторынка.

Мы уверены, что к 2016 году наш авторынок станет крупнейшим в Европе. В августе мы уже продали машин больше, чем в Германии, а ее рынок считается первым в Старом Свете. Что касается прогноза, мы ожидаем, что к 2020 году российский парк увеличится до 60 млн авто. Однако возникает вопрос: каким образом будет организована его эксплуатация? Мы старались учесть это при разработке двух Стратегий развития - автопрома и транспорта РФ.

РГ: А есть какие-то варианты возвращения программы утилизации?

Алексей Рахманов:  Обновление парка будет основным драйвером роста авторынка.

На 1 января 2013 года у нас на 1 тыс. жителей приходилось 267 автомобилей. Эта цифра растет, но тем не менее она гораздо ниже целевого показателя на 2020 год - 353 машины. При разработке различных программ поддержки рынка для нас обновление парка более приоритетно, чем просто увеличение доли автомобилизации. Однако, в связи с тем, что в федеральном бюджете средств на программу утилизации не предусмотрено, ее возобновление пока не представляется возможным.

Я также полностью поддерживаю идею создания полноценной системы утилизации транспортных средств, поскольку мы пока не отдаем себе отчета, сколько ресурсов таким образом можно экономить. Думаю, утилизационный сбор станет главным источником финансирования полноценной системы утилизации.

РГ: А программу субсидирования автомобилей, работающих на природном газе, собираетесь продолжать в следующем году?

Алексей Рахманов: Эта тема обсуждается, в том числе в правительстве. Несмотря на недостаточно убедительные ее результаты в 2012-м и в нынешнем году, мы искренне верим, что поддержку продажи транспорта, работающего на газомоторном топливе, нужно продолжать. Будем прикладывать все усилия для этого, включая внесение корректировок в соответствующее постановление правительства о продаже сельхозтехники, хотим вписать в него и грузовики, работающие на природном газе.

Ведь речь идет не только об экологии. Если автобусные парки полностью переводить на газомоторное топливо, мы сможем контролировать рост тарифов. В чем была ошибка программы, пущенной в прошлом году - мы пытались точечно менять некоторое количество автобусов. По сути это привело к дополнительным затратам. Нужно менять целиком парки. Таким образом, мы сможем решить проблему нехватки АГНКС (автогазонаполнительных компрессорных станций).

РГ: Как вы относитесь к разрешению "параллельного импорта" в России, который сегодня вызывает бурные споры. У нас немало как его сторонников, так и противников.

Алексей Рахманов: Попытка разрешить "параллельный импорт" для борьбы с не всегда хорошей практикой некоторых дилеров или компаний, мне кажется необоснованной. Нужно посмотреть на опыт других стран, которые его внедряли, сделать очень жесткой систему контроля товаров на рынке. И только после этого вводить какого-то рода послабления. Иначе все это приведет к росту объемов ввоза контрафакта, подделок, и в итоге, скажется на потребителе.

РГ: Будет ли государство помогать отдельным автозаводам, попавшим в критическую ситуацию?

Алексей Рахманов: Мы поддерживали и будем поддерживать любые социально ответственные производства, которые нацелены на сохранение рабочих мест. Но эта помощь не всегда должна выражаться в деньгах, порой достаточно организационных мероприятий, благодаря которым предприятия получат второе дыхание. Мы бы не хотели вмешиваться в конкуренцию, тем более это нам запрещает антимонопольное законодательство, но при этом понимаем, что в некоторых случаях нужны нестандартные решения. Пытаемся осваивать новые инструменты выживания в рамках ВТО, подготовили программу поддержки российского автопрома, которая найдет отражение в следующей редакции госпрограммы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности.

Грамотная поддержка рынка, организационное содействие, помощь в привлечении партнеров - это основа стабильности автозаводов. Но деньгами пожары тушить точно больше не будем.

Досье

1964 Родился в г. Горький (сейчас Нижний Новгород)

1981-1986 Учеба в Горьковском политехническом институте по специальности инженер-механик

1989-1990 Учеба в Нижегородском лингвистическом университете по специальности переводчик с английского

1992-1994 Главный специалист по вопросам экономического сотрудничества в администрации Нижегородской области

1994-1996 Работа в Российском центре приватизации в г. Москве

1996-1998 Менеджер в отделе корпоративных финансов в московской компании Ernst & Young

1998-2000 Старший консультант в группе независимой комплексной проверки отдела корпоративных финансов Ernst & Young в Лондоне

2000-2002 Старший менеджер отдела корпоративных финансов Ernst & Young в г. Москве

2002-2008 Директор по стратегии и развитию бизнеса компании "Северсталь-Авто" в Москве

2008-2012 Директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга России

март 2012 Заместитель министра промышленности и торговли РФ

Дословно

Владимир Путин, президент РФ

Я уверен в будущем нашего автопрома. Мы очень многое сделали для того, чтобы в самое тяжелое время поддержать автопром и сохранить его на плаву, более того, создать условия для его развития. Это касается и легковых, и грузовых автомобилей, и автобусного парка. В качестве одной из антикризисных мер из федерального бюджета отдали деньги регионам и муниципалитетам для закупок муниципальной и автобусной техники.