14.11.2013 05:58
    Поделиться

    Автомобилисты Екатеринбурга пожаловались на незаконную эвакуацию авто

    Каждую неделю с улиц Екатеринбурга эвакуаторы забирают почти тысячу автомобилей, припаркованных с нарушением правил. С одной стороны, справедливо: дисциплинирует тех, кто бездумно оставляет машину где захочется. С другой - автовладельцы жалуются, что их наказали слишком жестко и можно было бы обойтись штрафом.

    Неприятность на дороге

    Вот один из примеров. Елена (имя по ее просьбе мы изменили) оставила автомобиль под знаком "Остановка и стоянка запрещены", включила "аварийку", давая понять, что припарковалась "на минутку", и побежала к банкомату снять деньги. Когда вернулась, увидела полицейских и свой автомобиль, который грузили на эвакуатор. "Вот неприятность", - мелькнуло в голове. Оказалось, неприятности только начались.

    - Я подбежала к инспектору, стала объяснять, что виновата, согласна заплатить штраф, что мне срочно надо отвезти деньги на оплату лечения, - рассказала Елена журналисту "РГ". - Но инспектор был непреклонен, вручил протокол о нарушении, и машину увезли. Адрес штрафстоянки полицейский велел узнать у дежурного ГИБДД.

    В общественной организации "Комитет по защите прав автомобилистов" (КЗПА), куда мы обратились за комментариями, сообщили, что действия работников службы эвакуации автомобилей и сотрудников ГИБДД, которые при этом присутствовали, были правомерны.

    - Согласно постановлению правительства РФ и статье 27.13 КоАП РФ автомобиль эвакуируют на штрафстоянку, если нарушение невозможно устранить на месте. Иными словами, когда водителя нет в автомобиле. Если же водитель, например, вернулся к машине, а она  на эвакуаторе, госавтоинспектор не обязан возвращать автомобиль на место, поскольку процесс начался или уже завершен. А вот если водитель находится в салоне или возле автомобиля, инспектор вправе потребовать убрать транспортное средство с неположенного для стоянки места. Правда, штраф заплатить все же придется, - разъяснили в КЗПА.

    Предел возможного

    Впрочем, нарушения все-таки происходят, признают в ГИБДД. Вспомним хотя бы вопиющие случаи, когда машины эвакуировали вместе с детьми. Как утверждают правозащитники, все дело в том, что инспекторы оформляют протоколы о нарушении правил парковки и документы на эвакуацию задним числом и потому внимательно не осматривают салон. Действия сотрудников ГИБДД и службы эвакуации, если они были неправомерными, можно опротестовать. А вообще, главное, на наш взгляд, просто выполнять требования ПДД, тогда и проблем не возникнет.

    "Зверства" работников службы эвакуации и полицейских будут продолжаться, и чем дальше, тем больше, поскольку темпы роста автопарка превышают даже самые оптимистические прогнозы: вместо 3-4 процентов, как предполагалось, количество автомобилей в Екатеринбурге растет на 7-8 процентов в год. Сегодня в городе столько машин, сколько предполагалось иметь к 2025 году. По данным администрации областного центра, на начало 2013 года в Екатеринбурге зарегистрировано более 670 тысяч транспортных средств при населении свыше 1,4 миллиона человек. То есть на тысячу жителей приходится более 450 автомобилей. (В расчет не берутся иногородние машины.) Для сравнения: в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель не превышает 400 автомобилей.

    Эксперты считают, что предел насыщения города автопарком составляет 900 - 950 машин на одну тысячу жителей при достаточной пропускной способности дорог, наличии парковок и приемлемой экологической ситуации. У нас же эти факторы и при нынешних показателях автомобилизации давно стали проблемой.

    Заторы в городе во многом вызваны тем, что автовладельцы злостно нарушают правила стоянки: занимают для парковки один и даже два ряда движения, резко снижая пропускную способность и без того нешироких улиц, особенно центральных, оставляют авто на остановках общественного транспорта. И сетования, что в городе автомобилю негде приткнуться, здесь, образно говоря, не "прокатят".

    Бизнес на штрафстоянках

    Еще один немаловажный аспект. Работа госавтоинспекторов оценивается по количеству оформленных протоколов. Принцип довольно ущербный и давно критикуемый, но пока не отмененный. К тому же не стоит забывать, что эвакуация автомобилей - весьма доходный бизнес. Чем больше машин попадет на муниципальные и частные штрафстоянки (частных, кстати сказать, больше, чем муниципальных), тем больше денег получит владелец места временного хранения автомобилей. Посчитайте сами: перемещение транспортного средства (ТС) обойдется автомобилисту в 995 рублей плюс плата за каждый полный час нахождения ТС на штрафстоянке: для мотоциклов - 15 рублей в час, для легковых авто (категория B) - 30 рублей, для грузовиков, автобусов и микроавтобусов - 60 рублей.

    Так что следует хорошо подумать, прежде чем оставить машину на первом попавшемся пятачке. Сумма, которую придется выложить за неправильно припаркованный автомобиль, может составить и три, и пять, и десять тысяч рублей, в зависимости от того, сколько часов вы потратите на поиски своей "ласточки" и поездку до штрафстоянки (она почему-то всегда оказывается на краю города).

    Кстати, автовладельцам не стоит надеяться на "авось пронесет", памятуя о нехватке эвакуаторов. В ГИБДД пока бездействует 14 комплексов "Паркон" для автоматической фиксации нарушений правил парковки, закупленных администрацией Екатеринбурга. Как только полицейские разберутся с финансовым сопровождением их работы, мало не покажется: с помощью этих комплексов можно наказывать водителей и без привлечения эвакуатора.

    …В городском отделе ГИБДД на улице Степана Разина Елене пришлось выстоять очередь из таких же желающих узнать, где находятся их эвакуированные автомобили. Тут же, рядом с ГИБДД, дежурят таксисты (быстро поняли, что прибыльное место), предлагая быстро доставить до любой штрафстоянки. Короче говоря, чтобы найти автомобиль, который оказался у черта на куличках, Елена потратила пять часов и почти три тысячи рублей. И считает, что ей повезло. Зато и урок получила хороший.

    На заметку

    Если вы видите, что ваш автомобиль эвакуируют, но сделать ничего не можете, помните, что протокол о нарушении правил парковки инспектор должен составлять до отправки машины на штрафную площадку, то есть на месте нахождения авто. В протоколе, подписанном понятыми, полицейскому следует описать техническое состояние автомобиля и его внешний вид. Все это пригодится автовладельцу на тот случай, если на машине потом окажутся повреждения, не зафиксированные в протоколе. Кроме того, там же необходимо указать, что входит в комплектацию автомобиля, например, аудиосистема, спутниковая сигнализация, навигационная система. Когда будете забирать машину со штрафстоянки, не забудьте внимательно осмотреть ее, прежде чем подписать акт приемки.

    Справка "РГ"

    Причины, по которым транспортное средство подлежит эвакуации:

    • управление автомобилем без водительского удостоверения и документов на ТС;

    • неисправность автомобиля, из-за которой запрещается его эксплуатация;

    • отсутствие прав на управление определенной категории ТС;

    • вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения;

    • отказ от прохождения проверки на состояние опьянения;

    • остановка или стоянка в неустановленном для этого месте.

    контакт

    Если вы не обнаружили автомобиль на том месте, где его оставили, набирайте 02 или 112 и выясните, не попала ли ваша машина под эвакуацию. Чтобы узнать, на какой штрафстоянке она находится, звоните в ГИБДД Екатеринбурга по тел.: 263-15-88, 263-19-35, 257-17-44, 257-13-63.

    Поделиться