В Москве обсудили проблемы развития российского машиностроения
Механизмы ГЧП в машиностроении стран СНГ, как отмечалось на форуме, пока используются в значительно меньшей степени, чем в индустриальных странах. Это связано с высокой долей импорта промежуточной и готовой машиностроительной продукции и, соответственно, с ориентацией многих предприятий и компаний в СНГ, если не большинства из них, на "прямой" импорт комплектующих, запчастей, других промежуточных изделий, да и готовой
продукции. По оценке председателя Экспертного Совета по развитию технологической базы российского машиностроения и станкостроения при Комитете Госдумы ФС РФ по промышленности Валерия Омельченко, "доля импорта в наукоемком оборудовании в металлургии РФ составляет 48%, а в машиностроении - 56%".
Кроме того, иностранных инвесторов от машиностроительных проектов с использованием ГЧП "отталкивают" длительные сроки их окупаемости в этой отрасли и недостаточная проработанность механизмов ГЧП на региональном уровне. Негативно влияют и конъюнктурные тенденции. По оценкам Центра Развития НИУ ВШЭ, в наибольшей степени сокращают производство машиностроение, металлургия и, в целом, те промышленные сектора, которые, как показывает мировой опыт, наиболее синхронны с общеэкономической рецессией.
Эти факторы, конечно, затрудняют широкое применение механизмов ГЧП в российском машиностроении. Так, в сводном докладе Центра развития ГЧП и Института современного развития (РФ) "Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО" отмечено, что в плане сроков окупаемости проектов с использованием ГЧП, "перспективность сферы ЖКХ определяется возможностью быстрой окупаемости за счет платежей потребителей... В качестве наиболее перспективных cфер для применения ГЧП в ЦФО являются ЖКХ (водоочистка, мусоропереработка), транспортная инфраструктура, коммунальная энергетика (теплоснабжение), здравоохранение (реконструкция объектов) и жилищное строительство".
Вдобавок, среди региональных администраций относительно ГЧП возникли "завышенные ожидания получения "легких денег" под ГЧП-проекты при минимуме участия со стороны органов власти". А бизнес рассматривает ГЧП в основном как способ "получения льгот со стороны органов власти или как канал доступа к перспективным с точки зрения быстрой окупаемости и прибыли инфраструктурным объектам, находящимся в государственной и муниципальной собственности".
- Однако "в машиностроении всего СНГ все более актуальны апробация и внедрение новых форм взаимодействия не только с поставщиками, но и с инвесторами, - пояснила "РБГ" начальник бюро бухгалтерских и экономических задач НПК Газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект" (Украина) Елена Богук. - Поэтому требуется тщательно оценить наибольшую отдачу от возможных вариантов и в ГЧП, и в отладке всей производственно-сбытовой цепочки.
В докладе "Новая индустриализация России и Третья промышленная революция", подготовленном компанией Strategy Partners Group, отмечено, что "при выборе места для производства спрос становится важнее, чем издержки. Промышленность возвращается в страны с высокими издержками, но с большим внутренним рынком". Это оказывает растущее влияние на использование ГЧП с иностранным участием в машиностроении и, в целом, на тенденции развития этой отрасли в РФ. Однако "текущая конкурентоспособность российского машиностроения... не позволяет претендовать на лидерство на глобальном рынке". Скажем, доля на мировом рынке готовой российской продукции автомобилестроения не превышает 2,2%, а российской радиоэлектроники - не более 0,4%.
Согласно докладу, рост конкурентоспособности машиностроения в РФ "возможен лишь при смене бизнес-моделей". То есть при смене не столько на инвестиционно-технологическое сотрудничество с иностранными партнерами, в том числе с применением ГЧП, сколько на импорт промежуточных и готовых продуктов. Поэтому рекомендованы "стимулирование развития отечественных поставщиков, внутреннего спроса и поддержка экспорта; повышение доступности долгосрочного финансирования" всех подотраслей машиностроения. Считается также целесообразной "передача части работ на аутсорсинг по внутренней (в рамках холдинга) или внешней кооперации". Реализация таких мер возможна и с помощью механизмов ГЧП.