05.12.2013 14:05
    Поделиться

    Почему стоит снова посмотреть фильм "Броненосец "Потемкин"

    24 декабря 1925 года на свет появился немой черно-белый фильм 27-летнего Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", перевернувший все представление о кинематографе.

    1. Революционный держим шаг!

    В основе сценария драматурга Нины Агаджановой - реальные события 1905 года, когда на броненосце "Князь Потемкин Таврический" вспыхнуло восстание, поддержанное моряками других военных кораблей. Картина создавалась как прямой политический заказ, воспринятый режиссером с абсолютным воодушевлением: фильм к двадцатой годовщине Первой русской революции.

    Причем сначала предполагалось снять большую киноэпопею, включающую многие ключевые эпизоды переломного 1905 года. Но советская бюрократия уже набирала силы, и "юбилейная комиссия" тянула с решениями, времени до декабрьских торжеств оставалось все меньше. К августу было ясно, что придется ограничиться каким-то одним эпизодом. На всю работу над фильмом теперь отводилось только три месяца, на монтаж оставалось меньше трех недель. Так что выбора уже не было: на носу осень, солнце можно найти только на юге, - стало быть, из реальных объектов мы имеем только Одессу и броненосец "Потемкин"!

    2. Фильм без актеров

    Приверженец идей "Левого фронта", адепт идей создания принципиально нового, "революционного искусства", Эйзенштейн принципиально не хотел снимать в фильме профессиональных актеров - ему нужны были, как он говорил, "подлинные люди" - типажи. "Решали не творчески выявленные способности, а физический облик", - признавался он много лет спустя. Впрочем, снял он в конечном итоге актеров - правда, звезд и знаменитостей среди них не было.

    Роль матроса Вакулинчука в фильме сыграл актер Театра Пролеткульта Александр Антонов. Впоследствии зрители могли видеть его в роли директора зверосовхоза из фильма "Девушка с характером", в эпизодах фильмов "Сердца четырех", "Молодая гвардия", "Море студеное", "Двенадцатая ночь".

    В образе лейтенанта Гиляровского знатоки кино узнают Григория Александрова, будущего создателя целой школы советской музыкальной кинокомедии, а в те годы бывшего на фильме "Броненосец "Потемкин" вторым режиссером. Сын рабочего, Александров с девяти лет начал трудиться в качестве рассыльного в Екатеринбургском оперном театре, затем был в этом театре помощником реквизитора, электротехником и помощником режиссера (хорошее знание театрального закулисья потом сказалось в ярких эпизодах фильма "Весна"). Затем много занимался перемонтажом старых "буржуазных" фильмов, переделывая их в соответствии с новой идеологией. Пока в 1921 году не встретился с Сергеем Эйзенштейном и не принял участие в его спектакле-эксперименте "Мудрец" - уже в качестве актера. Так два будущих мастера стали друзьями и соратниками, долго работали вместе, и уход Александрова в жанр музыкальной комедии Эйзенштейн воспринял как предательство лучших идеалов.

    3. Самый красный флаг в мире

    Считается, что именно в "Броненосце "Потемкин" в российском кино впервые появился цвет. Когда мятежный броненосец входил в одесский порт, над ним взвивался революционный красный флаг - одна из самых пафосных сцен картины. Но черно-белая пленка передавала красный цвет как черный, поэтому на съемках использовали белый флаг, а потом вручную красили его в красный цвет - скрупулезно, кадрик за кадриком, тонким пером.

    4. Для чего строили кинотеатр "Художественный"

    Премьера фильма состоялась 5 декабря 1925 года в "1-м Госкинотеатре" на Арбатской площади в Москве (ныне кинотеатр "Художественный"). Весь фасад кинотеатра тогда скрылся за огромным макетом броненосца с пламенеющим флагом. Здание это сразу строилось как кинотеатр, и его глухой, не имеющий украшений фасад был изначально рассчитан на то, чтобы на нем постоянно сменялись афиши. Почти век именно этот кинотеатр был "законодателем мод" в кинорекламе, пока уже в наши дни кому-то из городских чиновников не пришла в голову странная мысль "вернуть зданию исторический облик". И теперь здание стоит голое, напоминая склад или лабаз, уродуя знаменитую площадь. Остается надеяться, что кинотеатру вернут его реальный исторический облик - своего рода стенда для ярких изобретательных киноафиш.

    Согласно сообщениям "Вечерней Москвы", в первые же два дня демонстрации фильм Эйзенштейна перекрыл недельный рекорд голливудского боевика с популярнейшим Дугласом Фэрбенксом. Зрители были потрясены не только революционным пафосом фильма, но и невиданным доселе зрелищем: снайперски точный монтаж, симфонически организованный ритм, выразительные ракурсы камеры Эдуарда Тиссэ - все то, что составило художественное открытие Эйзенштейна, действовало на зрительный зал гипнотически и было сполна оценено публикой. Эйзенштейновский "монтаж аттракционов", впервые опробованный им в театре и затем развитый в кино, до сих пор считается неоценимым вкладом в мировой киноязык, его изучают в киношколах.

    5. Сто часов музыки на полтора часа фильма

    Немой фильм в кинотеатрах того времени озвучивался таперами, аккомпанировавшими кинозрелищу на фортепиано. Среди таких таперов попадались выдающиеся музыканты - достаточно вспомнить молодого Дмитрия Шостаковича, который таким образом обеспечивал себе жизнь, а заодно осваивал законы киномузыки. Шостакович впоследствии написал музыку к "Броненосцу "Потемкин" для его повторного выпуска на экраны в 1976 году.

    А первоначально в качестве музыкального сопровождения картины были выбраны фрагменты симфоний и увертюр Бетховена. В 1925 году негатив фильма был продан в Германию, где его и подвергли перемонтажу. Для европейской премьеры в Берлине Эйзенштейн привез пластинки с записью песен "Дубинушка" и "Вы жертвою пали в борьбе роковой...". Именно эти песни звучали и на съемочной площадке, когда снимали сцену прощания матросов с Вакулинчуком,  - "для создания необходимого настроения".

    В 1926 году известный немецкий композитор Эдмунд Майзель написал симфоническую музыку к фильму, включив в нее обе темы русских песен и для большего реализма использовав ритмически организованные шумы. Эту музыку Майзеля, очень ярко описанную Лионом Фейхтвангером в романе "Успех", многие эксперты считают шедевром, конгениальным самому фильму. Ее высоко ценил и Эйзенштейн , предложивший Майзелю создать музыку для его следующей картины "Октябрь".

    Вообще, "Броненосец "Потемкин" в разные годы привлекал внимание многих музыкантов и композиторов. Так, к его выпуску на экран в 1950 году музыку к нему написал Николай Крюков, а в последние годы свои музыкальные версии фильма предложили британская группа Pet Shop Boys, американская группа The Sun Kings и, в прошлом году, британский композитор Майкл Найман.

    В истории кино к нему тоже обращались множество раз в фильмах самых разных жанров, от авантюрного "Возвращения "Броненосца" Геннадия Полоки до пародийной итальянской комедии "Фантации Второй Трагический" (где наличествует некий обязательный к просмотру шедевр Сергея Эйнштейна "Броненосец "Котемкин") и даже анимационного сериала "Симпсоны".

    6. Идеи и кино

    О теоретических подоплеках появления "лучшего фильма всех времен и народов" сегодня в кинотеории и кинокритике стараются не вспоминать: убеждения Эйзенштейна диаметрально противоположны тому, куда теоретики сегодня ведут наше кино.

    Между тем вот что писал Эйзенштейн: "Я... требую идейной направленности и определенной тенденции. На мой взгляд, не представляя ясно - "зачем", нельзя начинать работу над фильмом. Нельзя ничего создать, не зная, какими конкретными чувствами и страстями хочешь "спекулировать" - я прошу прощения за подобное выражение, оно "некрасиво", но профессионально и предельно точно. Мы подстегиваем страсти зрителя, но мы также должны иметь для них и клапан, громоотвод, этот громоотвод - "тенденция". Отказ от направленности, рассеивание энергии я считаю величайшим преступлением нашей эпохи".

    Сегодня эти уроки забыты, и вопрос "Зачем и о чем это кино?" считается махровым консерватизмом.

    7. Злоключения

    Как любой политический фильм, "Броненосец "Потемкин" чрезвычайно страдал от меняющихся конъюнктур. Так, уже вскоре после его премьеры пришлось вырезать из пролога цитату из Льва Троцкого и заменить цитатой из Владимира Ленина; нежелательными были признаны и некоторые кадры. Но особенно жестокой цензуре фильм подвергся в Германии, где многие ключевые сцены были удалены или перемонтированы. В 2005 году с помощью Госфильмофонда Германская Синематека провела большую работу по восстановлению оригинального варианта картины - на свое место вернулись слова Троцкого, фильм был смонтирован согласно первоначальному замыслу Эйзенштейна, и на торжественной премьере зазвучала в исполнении живого оркестра музыка Эдмунда Майзеля.

    8. Фильм-провокатор

    Революционизирующее влияние фильма на людей самых разных стран было почти невероятным. Его гипноз охватывал зрителей мгновенно и к концу картины они уже были одержимы идеями солидарности с борющимся пролетариатом. Достаточно вспомнить хотя бы восстание на голландском военном корабле "Цевен провинсиен": когда мятежники попали под суд, они утверждали, что их вдохновлял советский фильм.

    Создатель "Броненосца "Потемкин" искренне гордился этим и свято верил в солидарность трудовых людей земли. "Твердо хочется верить, что на приказ фашизма наступать на социалистическую родину пролетариата всего мира его стальные дредноуты и сверхдредноуты ответят подобным же отказом стрелять, ответят не огнем орудий, а огнем восстаний", - писал он в 30-х годах. Увы, история показала наивность этой веры.

    9. Кто самый лучший?

    "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна долгое время держался в первой строчке списка лучших фильмов всех времен и народов. Потом его вытеснил "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса. А недавно - "Головокружение" Альфреда Хичкока. Но он все равно остается в первой десятке.

    А вообще эти рейтинги ровно ничего не значат. Никто никогда не объяснит, чем "Головокружение" - фильм с неважно играющими актерами и провальным началом - лучше "Броненосца". Или хотя бы феллиниевского шедевра "Восемь с половиной", полностью обновившего весь кинематограф, но вообще не вошедшего в "десятку". Невозможно объяснить и критерии выбора. Списки составляют по результатам голосования утомленных кинематографом критиков и киноведов, которых от экрана уже тошнит, и они голосуют очень часто не глядя - "по старой памяти". Принято считать, что "Броненосец" - первый, ну и пусть.

    10. Свидетельство Фейхтвангера

    Фильм стал символом революции. Лион Фейхтвангер в романе "Успех" целую главу посвятил описанию того, как воздействовала картина на сытых немецких бюргеров. Писатель назвал фильм "Броненосцем "Орловым" - но что он имел в виду, слишком очевидно.

     

    Поделиться