Власти намерены продлить программу льготного автокредитования
Дмитрий Медведев сообщил, что подписал набор поручений по выполнению президентского Послания. Глава правительства обратил внимание на одну из наиболее важных, по собственной оценке, тем: "повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока".
Напомним, что Владимир Путин предложил создать в Сибири и на Дальнем Востоке сеть специальных территориальных зон опережающего экономического развития, а также предоставить им ряд льгот. Цель - создать новые рабочие места и приостановить отток населения из этих регионов, наладить в них высокотехнологичное производство. Эта масштабная программа президентом объявлена приоритетной и долгосрочной задачей XXI века.
Дмитрий Медведев сообщил вице-премьерам, что будет лично контролировать работу по повышению инвестиционной привлекательности Дальнего Востока. Для начала, по его мнению, необходимо определиться с конкретными территориями, которые станут "зонами опережающего развития". Правительству он поручил разработать четкие критерии. Следующие шаги - создать нормативную базу и начать развивать необходимую инфраструктуру. На эту тему правительство проведет спецсовещание, анонсировал Дмитрий Медведев. Он поручил заняться подготовкой совещания первому вице-премьеру Игорю Шувалову и вице-премьерам Юрию Трутневу и Сергею Приходько.
Другой темой стало развитие автопрома, а точнее, господдержка этой отрасли, в которой в последнее время возникла явная пауза. С 1 января правительство досрочно приостановило программу льготного автокредитования. Эта программа, вторая по счету в истории РФ, действовала с 1 июля 2013 года: граждане получали кредиты на приобретение автомобилей по льготной ставке, а банкам возмещались из бюджета недополученные доходы. Под эту "акцию" попали легковые или легкие коммерческие автомобили как отечественного, так и иностранного производства массой до 3,5 тонн и стоимостью до 750 тысяч рублей (всего - 50 моделей). При этом государство субсидировало две трети ставки рефинансирования ЦБ РФ, или около 5,5 процента.
Изначально предполагалось, что программа будет действовать до 1 апреля 2014 года. Но за несколько месяцев до намеченной даты окончания действие программы была приостановлено. По официальной версии, основные задачи по поддержанию уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей были достигнуты. Однако эксперты называли и другие причины: исчерпание лимита бюджетных субсидий банками из-за проблем в бюджете, а также позиция Центробанка, который уже долгое время указывает на излишнюю "закредитованность" населения.
Однако черта под программой не подведена, уверил Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании. По его словам, правительство по итогам первого квартала нынешнего года может принять решение о ее продлении. "Если увидим, что ситуация в автопроме не будет стабильна, не будет улучшаться, значит, выйдем с предложением по продолжению подобной программы и в 2014 году", - объяснил Дворкович.
А программа нашему автопрому нужна - по словам вице-премьера, она помогла к концу года стабилизировать производство автомобилей в России. Дело в том, что в нашей стране, как и в Европе, наблюдается падение спроса на эту продукцию, объяснил Дворкович, и именно благодаря льготной программе удалось избавить отрасль от заметного падения производства. До ее начала прогнозировался спад на 7-8 процентов по итогам года, а вышло всего 1,8 процента. Вице-премьер сообщил, что 80 процентов автомобилей, купленных в прошлом году в России в кредит, составили автомобили российского производства. Но у программы остался огромный потенциал - за время ее действия, по словам чиновника, было выдано 260 тысяч льготных автокредитов, тогда как количество заявок на эти кредиты составило около 800 тысяч.
И для бюджета такие "кампании" - прибыль. По словам Дворковича, обязательства федерального бюджета на 2013-2016 годы по уже выданным льготным автокредитам составят 8 миллиардов рублей. В то же время уже в прошлом году поступления от НДС и акцизов с проданных автомобилей составили более 20 миллиардов рублей.
- Такая программа для автопроизводителей, безусловно, полезна, и для людей она представляет определенную ценность, - согласился Дмитрий Медведев. - Единственное, за чем нужно смотреть, - за общим состоянием с кредитами в стране, чтобы не возникала избыточная "закредитованность" и не создавала бы такие риски, которые не способна "потащить" вся наша финансовая система.
И еще один волнующий граждан вопрос, на котором остановились собеседники, - это очереди в дошкольные учреждения. Места в детсаде, по словам премьера, ожидают 330 тысяч маленьких россиян - на 110 тысяч меньше, чем пять месяцев назад. "Это хорошо, но пока недостаточно", - отметил глава правительства.
Новым шагом на пути к решению проблемы станет система электронной очереди в детские сады. В полноценном режиме она начнет работу с 1 апреля 2014 года. "Сейчас идет режим тестирования и регионы загружают свои данные, и с 1 апреля программа должна перейти из системы тестового режима в режим текущей работы", - сообщила вице-премьер Ольга Голодец. Она рассчитывает, что система будет функционировать без сбоев. "Речь идет о том, чтобы это действительно было удобно, чтобы, заполнив и отправив в электронной форме заявление о желании пристроить свое чадо в детский сад, его родители могли спокойно и без нервотрепки, без потери времени узнать, в какой детский садик попадет их ребенок, узнать о том, что администрация делает в регионе для модернизации дошкольного образования в целом", - подчеркнул премьер-министр.