Речь на коллегии ведомства, в частности, шла о формировании глобальной системы разведки, работающей в едином информационном пространстве в интересах Вооруженных сил. Повышенное внимание к этому вопросу, в общем-то, понятно. Современная война отличается скоротечностью, и сводить в "ручном режиме" добытые разными видами и родами войск данные о противнике нет времени. Решение о времени и месте нанесения удара по нему командирам теперь часто подсказывает компьютер. А без исчерпывающей и всесторонней информации он не может выдать верное решение. Вот почему в Минобороны сейчас создают интегрированную функциональную подсистему разведки в общей автоматизированной системе управления Вооруженными силами.
- Она должна объединить существующие и перспективные средства разведки, управления и целеуказания в режиме реального времени, - подчеркнул Шойгу. - В конечном итоге мы должны обеспечить эффективное взаимодействие органов военного управления в интересах применения группировок войск на стратегических и операционных направлениях.
Другой темой разговора стало оснащение армии новым арсеналом. Известно, что к 2020 году войска должны иметь не менее 70 процентов современных вооружений, военной и специальной техники. В соответствии с этой задачей построена Государственная программа вооружений. Те же семьдесят процентов ее объема - высокотехнологичная продукция. В Минобороны расписали по годам и месяцам сроки ее поставки в части и соединения, синхронизировали этот процесс с подготовкой специалистов и необходимой инфраструктуры. Теперь важно, чтобы график выпуска и приема оборонной продукции неуклонно соблюдался. Только так, по оценке министра, можно будет обеспечить заданные темпы перевооружения армии.
Еще раз к этому вопросу Шойгу вернулся, когда анализировал итоги выполнения гособоронзаказа -2013. В целом оборонка с ним справилась. В полном объеме шла поставка в войска ракет стратегического назначения, космических аппаратов, вертолетов, беспилотников, средств ПВО и других приоритетных образцов. В прошлом году впервые были заключены контракты жизненного цикла на общую сумму 120 миллиардов рублей. С нынешнего года такими же станут все серийные оборонные контракты. То есть промышленности придется сопровождать свою продукцию с момента ее проектирования и производства до отправки в армию и утилизации. В то же время, Шойгу не скрывал, что количество не поставленных и не отремонтированных в ОПК образцов вооружения и техники по-прежнему значительное.
А что происходит со служебным жильем для военных? Созданием этого фонда в Минобороны занимаются давно, и кое-какие результаты уже есть. К примеру, в нынешнем году в армейских новостройках служебные квартиры должны получить более 17 тысяч офицерских семей. Главное, заметил министр, чтобы жилье своевременно ввели в эксплуатацию. Если говорить о проблеме в целом, то ориентир в расселении военных такой - в течение нынешнего года под служебной крышей должны оказаться не менее 40 процентов кадровых солдат и офицеров. Эту цифру на коллегии озвучил начальник Генштаба Валерий Герасимов. Он же сообщил, что уже в марте на опытно-боевое дежурство в Национальном центре управления обороной России заступит первая смена офицеров. К концу 2014-го укомплектованность армии и флота, по его словам, доведут до 95-100 процентов (пока она составляет 82 процента), а численность контрактников вырастет до 241 тысячи человек. Только профи, к примеру, будут служить в 16 десантных батальонах и 17 батальонах морской пехоты. А еще контрактниками планируют заполнить все сержантские и старшинские должности.
Достаточно подробно на коллегии говорили о новой системе военной подготовки в вузах. Эту тему, напомним, тоже поднимал в своем Послании президент страны. Министр обороны поддержал идею руководителя МГУ Виктора Садовничего - создать рабочую группу из представителей вузов, Минобразования и Минобороны для реализации такой программы. Ее суть состоит в том, чтобы студенты наряду с гражданской профессией получали в институте, университете или академии военно-учетную специальность и после армейского сбора и успешной сдачи военно-квалификационного экзамена зачислялись в мобилизационный резерв. Между прочим, Виктор Садовничий был на коллеги Минобороны и заявил там, что около 250 студентов первого курса МГУ уже имеют шанс стать офицерами запаса. А всего на военный факультет вуза поступил заказ - подготовить 390 офицеров. "Надо максимально синхронизировать направления по специальностям, по которым проходят обучение в вузах, с той военно-учетной специальностью, которая будет предложена студентам", - заметил Садовничий. Кроме того, по его мнению, имеет смысл адаптировать учебные курсы не только по инженерным специальностям, но и по гуманитарным, в том числе, по психологии, социологии, международному праву и специализации на редких иностранных языках. Министр обороны эту идею тоже поддержал.