Российская валюта начала выздоравливать

Бегство денег с развивающихся рынков, слабый рост экономики и ожидание неизбежной девальвации национальной валюты привели к тому, что курс рубля в начале года просел сильнее, чем ожидали. Но именно поэтому у него есть шансы отыграться, считают эксперты.

Центробанк, задумавший вывести нашу валюту в свободное плавание, они призывают к максимальной открытости. Недостаток информации о политике регулятора сеет панику и плохо влияет на самочувствие рубля.

Год для валюты и капитала не задался с самого начала. По предварительным данным замглавы минэкономразвития Андрея Клепача, чистый отток денег из России в январе составил около 17 миллиардов долларов. А рубль потерял 6,6 процента по отношению к доллару и 4,6 процента - к евро. Эксперты отмечали, что стоимость бивалютной корзины в конце января подскакивала до 41 рубля - выше, чем в пресловутом 2009 году, - и вовсю пугали валютным кризисом. Масла в огонь подливали заявления, что слабый рубль может быть выгоден экономике и бюджету. В контексте сообщений ЦБ о том, что он не собирается поддерживать валюту, эта версия выглядела более чем убедительно.

Реакция наступила быстро: граждане побежали скупать евро и доллары, а компании для страховки начали переводить в иностранную валюту свои счета. Рублю это настроения не добавило.

На самом деле ослабление курса может дать положительный эффект для бюджета лишь в краткосрочной перспективе. Об этом заявил вчера директор департамента долгосрочного стратегического планирования минфина Максим Орешкин, выступая на "круглом столе" в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). "Ослабление курса рубля действительно оказывает положительный эффект на динамику бюджетных доходов, потому что значительная их часть связана с поступлениями валютной выручки экспортеров. К примеру, от продажи нефти. Если снижение курса национальной валюты происходит без падения цены на нефть, а именно это мы наблюдали, это положительно влияет краткосрочно", - пояснил Орешкин.

При этом он оговорился, что основой устойчивости бюджета в долгосрочной перспективе является темп экономического роста и стабильность экономической динамики. "Для бюджета важно, чтобы экономика росла, росла устойчиво, и чем выше будут темпы роста, тем лучше, - отметил представитель минфина. - Излишняя волатильность (подвижность) валютного курса здесь скорее ведет к дополнительным рискам. Поэтому говорить, что ослабление рубля может быть связано с желанием поправить ситуацию с бюджетом, абсолютно неправильно. После краткосрочного улучшения может происходить ухудшение ситуации".

К слову, в минфине считают, что ослабление курса рубля было не очень существенным.

По словам Орешкина, национальная валюта слабела относительно доллара и евро, но одновременно укреплялась, например, по отношению к турецкой лире, а с Турцией у нас довольно активные внешнеэкономические взаимоотношения, в первую очередь в сфере услуг - туризма. "Рубль дорожал по отношению к другим развивающимся валютам, поэтому здесь картина не такая однозначная, как можно было бы ее увидеть, если смотреть только на динамику к доллару и евро", - подчеркнул представитель минфина.

Сейчас рубль понемногу приходит в себя. По недавнему прогнозу экспертов Центра макроэкономических исследований "Сбербанка", национальная валюта уже в феврале-марте может вернуться к отметке в 33 рубля за доллар. Но что дальше?

В минфине согласны, что потенциал к росту у курса национальной валюты есть. Но отмечают, что быстрое реальное укрепление рубля возможно лишь в условиях либо очень быстрого увеличения производительности труда, либо резкого улучшения условий внешней торговли. "В долгосрочной перспективе большую роль будет играть инфляция. В этом смысле меры по ее сдерживанию, которые применяет ЦБ, стоит только приветствовать, - заметил Орешкин. - И, конечно, информационный фон. За это время было много неправильной информации в отношении политики Центробанка. Поэтому со стороны регулятора потребуется больше информационной прозрачности и объяснений тех целей, которые он ставит перед собой".

Прямая речь

Андрей Клепач, замглавы минэкономразвития:

Дальнейшая судьба рубля будет определяться объемом оттока капитала.

Серый отток не сокращается, а увеличивается. Требуется переломить ситуацию, чтобы капитал не бежал, а, наоборот, шел к нам. Во-первых, повысить доверие к банковской системе, увеличив наконец страховку по вкладам населения до миллиона рублей и распространив ее на индивидуальных предпринимателей. Второй момент - госинвестиции должны стать стимулом для привлечения частных. Нужны гарантии, что государство через год не обрежет финансирование, тогда бизнес будет вкладывать деньги в экономику.

Цитата

Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач: Надо увеличить страховку по вкладам населения до миллиона рублей и распространить ее на индивидуальных предпринимателей.