10.02.2014 23:43
    Поделиться

    Коровкин: Бюджет предусматривает субсидии предприятиям автопрома

    Систему утилизации отработавших свой срок автомобилей пора менять

    Российский автопром вошел в 2014 год с массой проблем. До сих пор не решена задача по совершенствованию законодательства, направленного на обновление российского автопарка, технических и налоговых нормативов. Успехов в локализации производства в России автокомпонентов для ранее открывшихся иностранных производств тоже пока нет и не предвидится. И, конечно, главная проблема - падение объемов выпуска автомобилей во всех секторах автопрома. За 2013 год в России было выпущено на 2,6% меньше автотранспорта, чем в 2012 году. Однако представители отечественного автопрома и профильные эксперты не склонны впадать в пессимизм.

    Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин на конференции "Итоги работы автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения в 2013 году и прогноз развития на 2014 год" отметил, что бюджет страны на 2014 год предусматривает субсидии предприятиям автопрома в размере более 70 млрд рублей. Кроме того, в 2013 году сократился объем контрафактной и фальсифицированной автотехники. Наметилась стабилизация численности персонала автопредприятий, а в сегменте производства компонентов даже наблюдался рост занятости. Наконец, завершена разработка 21 национального профстандарта отечественного автопрома, и сегодня они находятся на утверждении в минпромторге.

    - Ключевой задачей на 2014 год является поддержка и стимулирование отечественного автомобилестроения, - считает "РГБ" глава ОАР. - Мы должны обеспечить привлекательность наших автомобилей за счет развития и расширения мер защиты российских автопроизводителей. Это могут быть, например, меры нетарифного регулирования, помощь от государства по повышению квалификации рабочей силы, развитию сети поставщиков и совершенствованию логистики, защита и поддержка российского автоэкспорта и систем послепродажного обслуживания. Власти и бизнесу необходимо продолжить совместную работу по подготовке проектов нормативов, направленных на разработку правил и процедур поддержки российского бизнеса с учетом требований соглашений ВТО. В их число входят соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, правилам происхождения продукции. Важно субсидировать работу автозаводов по повышению их энергоэффективности, экологичности и улучшению условий работы персонала.

    В 2013 году продажи отечественных автомобилей в январе-ноябре снизились на 18,2%, до 467,3 тыс. единиц. Их рыночная доля снизилась до 19,4%. Зато доля иномарок российской сборки расширилась до 50,3%, превысив половину рынка. Совокупная доля продаж автомобилей, собранных в России, увеличилась до 69,7% рынка, сообщил замглавы консалтинговой компании "АСМ-Холдинг" Александр Ковригин. Схожие тенденции наблюдаются и по грузовикам: спад продаж зафиксирован во всех сегментах рынка, кроме иномарок российской сборки, показывающих некоторый рост продаж. Отгрузки отечественных автомобилей сократились на 2,5%, до 142,47 тыс. единиц, однако их рыночная доля расширилась до 51,8%, подтверждая доминирующую позицию этого сегмента на рынке грузовиков. Совокупная доля произведенных в России грузовиков увеличилась до 61,6% рынка.

    Директор НП НСРО "Руслом.сом" Виктор Ковшевный заявил "РГБ", что одним из действенных средств поддержки российского автопрома может стать изменение системы утилизации отработавших свой срок автомобилей. В идеале система должна основываться на собственной дилерской сети производителя.

    - Нужно сделать процесс утилизации выгодным именно для дилеров, и они убедят клиентов привозить на утилизацию транспортные средства, - отметил он. - Производитель использует собственную дилерскую сеть для запуска программы утилизации, составляет план по утилизации через свою сеть. Все дилеры становятся членами саморегулируемой организации утилизации транспортных средств (СРО УТС). Планы предоставляются дилерами и утверждаются производителем. Под утвержденный план дилеры могут выкупить сертификаты утилизации по международно принятой цене - около 100 евро. Они могут выкупать их помесячно или поквартально, исходя из механизма и периодичности уплаты утилизационного сбора. Дилеры используют систему СРО УТС по сданным автомобилям на утилизацию на склады региональных утилизационных центров. По количеству сданных автомобилей погашаются выданные сертификаты. Затем дилеры передают выкупленные сертификаты производителю, который освобождается от уплаты сбора за соответствующее количество новых автомобилей. Как результат, производитель поднимает цены на автомобили на величину сбора. Дилер, предоставивший сертификат, получает новые автомобили со скидкой, практически по старой цене.

    Дилер понесет затраты на выкуп сертификата (100 евро) и на транспортировку автомобиля на склад регионального центра утилизации. Соответственно, он повышает цену авто на эти затраты. При этом цены повысятся не более чем на 5%. Зато дилер сможет заработать дополнительно до 4%, что будет его мотивировать заниматься утилизацией. Другой, возможно, даже более важной мотивацией будет то, что если дилер не будет заниматься утилизацией, то он начнет получать машины на 20% дороже, чем те продавцы, которые занимаются утилизацией, и, соответственно, будет вытеснен с рынка. Введение такой системы превратит процесс утилизации из дополнительной финансовой обузы для автопроизводителей и дилеров в инструмент поддержки автопрома и авторынка.

    Поделиться